Наталья Лиженина
Мероприятие «Письмо от Буквоежки»
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо от Буквоежки
Цель: Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний.
Задачи:
Воспитывать желание учиться в школе.
Развивать умение работать командой.
Закрепление понятий «речь», «предложение», «слово», «звук», «буква»;
развитие слухового внимания и фонематического восприятия, мышление, память, внимание;
Продолжать объяснять различие понятий «звук» и «буква».
закреплять знания об изученных звуках и буквах;
Публикация «Мероприятие „Письмо от Буквоежки“» размещена в разделах
закреплять знания о правилах составления звуко-буквенных моделей слов,
развивать умение составлять предложения; делить их на слова, составлять схемы предложений;
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
практиковать в составлении предложений с заданными словами; развивать связную речь.
Закрепить, что слова в предложении стоят в определённой последовательности. От места их расположения зависит смысл предложения.
(Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»)
Раздаточный материал: звуковые пеналы, полоски для звуковых кружков, цветные карандаши, простые карандаши, листы с заданиями, подносы
Материал для воспитателя: кукла Маша, медвежонок (заяц, письмо от Буквоежки, картинки куклы и медвежонка, 3 домика разного цвета, магнитные буквы, доска, мел, картинки: рыба, лиса, волк.
1. организационный момент
В. Ребята, я хочу вам рассказать одну интересную историю, которую я узнала, когда пришла сегодня в детский сад. Я зашла в группу, и на стуле увидела сидящих куклу Машу и Медвежонка. Рядом с ними на столе лежало вот это письмо. Его прислал нам Буквоежка из сказочной страны Знаний. Из письма я узнала, что кукла Маша и Медвежонок, глядя на то, как вы готовитесь к школе, тоже очень захотели учиться. Но в обычную школу им не попасть, ведь они игрушечные, тогда они решили отправиться за советом к Буквоежке, уж он то все знает. Он сказал им, что с удовольствием возьмет их в школу, но только они должны обязательно внимательно слушать все, что рассказывает воспитатель и заниматься вместе с вами. Поэтому мы посадим удобно куклу Машу и Медвежонка и продолжим. Вы вот заставляете свои игрушки все время драться (особенно мальчики, а им, оказывается, хочется не драться, а учиться и узнавать много нового и интересного.
Так вот, перейдем дальше к письму от Буквоежки… Он очень хочет проверить, а что же вы узнали за это время и прислал вам несколько интересных заданий. А заодно и кукла с медвежонком немножко все подучат.
2. повторение пройденного материала
В. Мы с вами общаемся, разговариваем, вы мне рассказываете интересные истории. А благодаря чему мы все это перечисленное можем делать? Что у нас есть? Как это называется?
Д. речь.
В. Какая речь бывает?
Д. устная и письменная
В. Когда мы разговариваем, общаемся, это какой вид речи, устная или письменная.
(Устная)
А назовите пример письменной речи.
Д. письмо от Буквоежки.
В. Хорошо, с этим мы разобрались. А теперь скажите, пожалуйста, из чего же состоит наша речь?
Д. Наша речь состоит из предложений.
В. Правильно. А предложения состоят из?
Д. слов.
В. Конечно, мы понимаем друг друга, потому что выражаем свои мысли при помощи слов. Слова, связанные между собой по смыслу, произносятся одно за другим, по цепочке и образуют предложение. Предложения могут быть короткими, т. е. состоять из одного или двух слов. (Зима. Идёт снег.) А могут быть длинными. (Всю ночь дул холодный порывистый ветер.)
А теперь Буквоежка просит вас самих придумать любые предложения из 3 слов. (Я нарисую схему для этого предложения. Разбираем схему.)
(Дети придумывают)
В. Молодцы. А теперь вам надо придумать предложения из 4 слов. Но не любые. Мальчики придумывают предложение, где есть слово медвежонок, а девочки придумывают предложение из 4 слов, где есть слово кукла. (на доску прикрепляются картинки куклы и медвежонка)
В. Мы сейчас повторили, что слова в предложение должны быть связаны по смыслу, а что это значит? Вот если я вам скажу такие слова:
«снег, улице, на, идет»
Это будет предложение?
А переставьте эти слова так, чтобы получилось предложение.
Дети отвечают.
В. Правильно. А теперь поиграем в игру «Живые слова». Я попрошу выйти ко мне Тиму. Гелю и Арину, Ростика. Они превратятся на время из ребят в слова. Каждый из них будет каким то словом.
Тима – это слово «едет», Геля – «по», Арина – машина, Ростик – дороге. Слушайте внимательно задание: вам надо встать так, чтобы из этих слов получилось предложение.
Подумайте и посовещайтесь, не торопитесь.
Куртке, на, карман, оторвался.
Катаются, на, дети, горке.
Девочка, за, сидит, столом.
Мама, ботинки, купила, Диме, новые.
Из скольких слов состоит это предложение? Подойдут к нему наши схемы? Почему, как переделать?
Физкультминутка «Прогулка в зимний лес».
В. Ребята, вы наверное устали, засиделись. Пора отдохнуть. Представьте себе, что мы оправляемся в зимний лес. Сейчас вы поднимитесь тихонько со стульев и встанете у своих столов. Что нам надо сначала сделать, прежде чем мы пойдем в зимний лес? Правильно одеться и потеплее. Одевайтесь. Отлично. Вот мы все уже одеты, можно и идти, но там дорожки не прочищены и глубокие сугробы, идем медленно и поднимаем высоко ноги. Впереди большой сугроб – перепрыгиваем! Вот мы вышли на полянку. Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Налетел ветерок: ф-ф-ф! ой. Что-то совсем холодно стало «з-з-з». Возвращаться будем на лыжах. Надевайте лыжи и катимся к своим местам, только раздеться не забудьте.
А что и кого можно увидеть в зимнем лесу.
Кто мне ответит (что - деревья, кусты, снег). Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.
Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу? (Лису, белку, сову, волка, зайца). Вы сказали много… слов. Лиса – это слово, белка – это слово, куст, дерево, снег – тоже слова.
В. Ребята, помните, мы с вами говорили, что бы мы не увидели, чего бы не дотронулись, что бы не почувствовали – всё это обозначено словами.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что видит только глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
В. Вот мы с вами вспомнили, что предложения состоят из слов. А из чего же состоят слова? почему звучат слова?
Д. Потому что в них есть звуки. Слова состоят из звуков.
В. Как появляются звуки речи? (мы их произносим)
Я узнала из письма о том, что когда Кукла Маша с Медвежонком пришли в сказочный город, в котором живет Буквоежка, то жители этого города сказали им, что к дому Буквоежки ведет улица, на которой все дома только красного, синего или зеленого цвета. Вот такие. (прикрепить к доске 3 домика разного цвета). Наши путешественники очень удивились, когда увидели в окнах этих домиков кружочки. Машенька подошла к красному домику и дотронулась до одного кружочка, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому и услышала: «У-у-у». Третий кружочек подал голос: «И-и-и». четвертый запел: «О-о-о».
Подошла Машенька к Синему домику. Из его окошек донеслись совсем другое: «Д-д-д, н-н-н, к-к-к, б-б-б». В зеленом домике Маша услышала: «Ль-ль-ль, мь-мь-мь». Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, почему же у них разные голоса и песенки». Ребята, вспомните, что мы обозначаем такими кружочками?
(Звуки).
Одинаково звучат песенки в разных домиках?
(По-разному). Давайте вместе с вами споем звуки из красного домика: «А-а-а, и-и-и, у-у-у, о-о-о». (э,ы) Вспомните, какие это звуки?
(Гласные).
Почему они так называются?
(Мы их можем пропеть голосом, можем их тянуть).
А теперь скажем звуки из синего домика, повторяйте за мной: «К, п, т, м, н». Получается у нас их пропеть?
(Нет).
Почему?
(Мешает преграда – губы или язык мешают воздуху свободно пройти. Повторим еще раз: «К, п, т, м, н». Как называются эти звуки? (Согласные)
В. Ребята, а вот вы сказали, что звуки бывают гласные и согласные. А почему же домиков 3?
Д. согласные могут быть твердые и мягкие.
В. Какой домик твердых согласных? (синий) А мягких? (зеленый). Назовите мягкие согласные звуки.
Д.
В. А что такое буква? Для чего нам нужны буквы?
Д. (буквами обозначаются звуки в письменной речи.)
В. А теперь мы разделимся на команды. Один ряд – первая команда, другой ряд – вторая команда. Команды встают с разных сторон доски.
Задание: разделить буквы, которые находятся на доске на две группы. (Дети сами думают на какие) гласные и согласные
Проверка выполненного задания.
Звуковой анализ слов, предложенных воспитателем. Работа со звуковыми пеналами
Буквоежка хочет, чтобы вы отгадали загадки. Давайте их разгадаем и составим звуковые схемы отгадок.
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!
(Рыба)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
(Волк)
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережё т:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую …
В. А теперь разберем каждое слово по звукам, но вначале я запишу слово на доске.
Слово «рыба»
Вопросы: сколько в слове звуков? Сколько гласных? Назовите. Сколько согласных? Назовите.
А теперь положите перед собою полоски и приготовьте звуковые пеналы.
Какой первый звук, назовите его. Р, согласный, твердый. Какой кружок положим на полоску первым? (синий)
Второй звук Ы, гласный
Третий- Б, согласный, твердый.
Последний – А, гласный.
И т. д.
А теперь я вам раздам листочки с заданиями. На них сверху нарисована картинка, а под ней буквы. Вам надо из этих букв составить слово, обозначающее эту картинку. Буквы перемешаны, вам надо расставить их на свои места, написав в клетки, которые находятся под ними, а в самых нижних клеточках обозначить звуки, т. е. нарисовать круги, обозначающие звук и соответствующие каждой букве. Когда это задание выполните – разукрасьте картинку и не забудьте подписать ваш листок. А Машенька с Медвежонком отнесут их потом Буквоежке.