Светлана Бесецкая
Песочная терапия. Занятие по развитию моторики, познавательных способностей «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морское путешествие»
Цель: укрепление и развитие моторики обеих рук ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи: развитие зрительно-моторной координации; произвольного внимания; точных движений пальцев обеих рук; регулирование психофизического состояния.
Оборудование: песочница, дидактическая черепаха пр-во ООО «Альма», магнитофон, диск РЕЛАКС с записью шума моря, набор мелких игрушек для песка, массажные мячики, прищепки.
Публикация «Песочная терапия, Занятие по развитию моторики, познавательных способностей „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Ход ЗАНЯТИЯ.
Приветствие.
«Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие на остров ЧЕРЕПАХИ. (Звучит музыка на диске РЕЛАКС «Море») Чтобы не скучать в дороге мы с вами поиграем. Наши ручки будут много трудиться, нам надо их разогреть, сделаем массаж». (Массаж и разогрев кистей, пальчиков рук.)
Упражнение «Моем руки»
• «открываем кран» - движения выполняются поочередно кистью то правой руки, то левой руки, имитирующей откручивание крана;
• «подставляем руки под воду» - потирающие движения выполняются сложенными ладонями;
• «намыливаем руки мылом» - поглаживающие движения кистью правой руки кисти левой руки, затем наоборот;
• «намыливаем каждый пальчик» - пальцами левой руки массировать поочередно каждый пальчик правой руки от кончиков пальцев к основанию. Затем массировать пальчики левой руки;
• «смываем мыльную пену» - потирающие движения выполняются сложенными ладонями;
• «стряхиваем капельки воды» - потряхивание кистями рук;
• «вытираем руки полотенцем» - мягкие и поглаживающие движения одной рукой другой руки от кончиков пальцев к запястью, затем от запястья и до локтя.
Считалка (с прищепками)
Щиплет утка, щиплет гусь
Все равно я не боюсь.
«Напомните, каких вы знаете морских обитателей? Кто живет в море?» (Во время ответов детей используем массажные мячики)
Упражнения с дид. черепахой.
«Вот мы и на острове. Посмотрите, нас встречает черепаха. Пойдемте с ней поиграем»
Задания для детей.
• «заплети косички» - развязать бантики, заплести косички, завязать бантики;
• «морская звезда» - шнуровка звезды;
• «что в мешочке?» - расстегнуть и застегнуть мешочки. (В мешочках дети находят цифры, бусинки.)
Упражнения в песочнице.
«С этими предметами предлагаю поиграть в песке, пойдемте теперь к песочнице.
Давайте отдохнем на песке. Наши ручки старались, теперь позволим им расслабиться»
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
«Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
- “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр. ,
- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
- можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы: чьи они?
- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения
«А где же наши сюрпризы от черепахи?»
Упражнение с цифрами.
Дети закрывают глаза, взрослый прячет в песке цифры (от 1до 9, а затем предлагает их найти и выстроить числовой ряд.
Упражнение с бусинками.
Взрослый прячет бусинки в песке, детям предлагается найти и сделать бусы в подарок черепахе.
Заключительная часть.
Под музыку отдыхаем на ковре и прощаемся с островом.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.