татьяна позднякова
Перспективный план работы кружка «Математическая игротека»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план
РАБОТЫ КРУЖКА
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ИГРОТЕКА»
ПОЗДНЯКОВА Т. А.
Г. ГУКОВО 2014 ГОД
ЦЕЛЬ:
Развитие у детей глубокого устойчивого интереса к математике на основе развития познавательной активности и любознательности, с использованием средств наглядного моделирования.
Задачи:
Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.
Совершенствовать умение воссоздавать силуэты из геометрических фигур.
Публикация «Перспективный план работы кружка „Математическая игротека“» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Развивать умение преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием линейки, циркуля, шаблонов, трафаретов.
Формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно через развивающие игры и упражнения, проблемные ситуации.
Развивать внимание, сообразительность, побуждать делать самостоятельные выводы.
Развивать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.
МЕТОДИКИ.
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях»
Пояснительная записка
Ленивый ум! Что это такое? По словам В. Даля, «лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». Ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Формирование культуры ума является залогом успешного обучения в школе. В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих преемственность и системность в образовании и развитии детей, не следует забывать о старых. Среди них большую ценность представляет всем известная мозаика – специальные наборы геометрических фигур. Это достаточно яркий, красочный полифункциональный материал, представляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально – исследовательской деятельности ребенка. Игры с мозаикой развивают у детей такую систему анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах, обеспечивая единство учебно – воспитательного процесса, развития творческого мышления и других психических процессов, столь необходимых для восприятия информационных технологий.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
На каждом занятии используются альбомные листы – как плата для геометрической мозаики, клей для сохранения результатов конструирования. Геометрическая мозаика готовится для каждого занятия из цветной бумаги, в зависимости от темы занятия.
ОКТЯБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛ
Строим дома. Закреплять названия геометрических фигур. Учить детей классифицировать фигуры по форме, уставливать равенство между двумя группами предметов, пользоваться выражениями столько, сколько, поровну. По 5 квадратов 6 равнобедренных треугольников (на каждого ребенка).
Матрешки. Учить детей составлять предмет из геометрических фигур, отличать количественный счет от порядкового. По 10 треугольников с прямым углом (пяти цветов) и по 5 кругов (на каждого ребенка).
Грибы. Учить детей составлять половины круга из двух частей; развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве. Наборы геометрической мозаики двух цветов (два квадрата и четыре четверти круга)
Светофор. Развивать пространственную ориентацию, способность объяснять свои действия; знакомить с символами. Круги красного, желтого, зеленого цвета.
НОЯБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛ
Строители Учить детей изменять постройку путем увеличения количества деталей; считать двойками. Квадраты.
Дети нашего двора. Учить детей составлять фигуру человека, соблюдая пропорциональное соотношение частей; сравнивать предметы по разным признакам; находить сходство и различия между предметами. Для фигуры мальчика: круг, 2 прямоугольных треугольника, белый равнобедренный треугольник, 2 квадрата. Для фигуры девочки: круг, 2 прямоугольных треугольника, 3 равносторонних треугольника (один из них белого цвета).
Вкусное мороженное. Учить детей составлять предмет из разных деталей, классифицировать предметы по разным признакам: цвету, форме; развивать воображение Геометрическая мозаика.
Зонтики. Упражнять детей в составлении круга из двух частей; в счете в пределах трех. Учить отличать количественный и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько? Который? Геометрическая мозаика (четверть круга трех цветов (6штук, квадраты одного цвета (9 штук).
ДЕКАБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛ
КИТАЙСКИЕ ФОНАРИКИ. Учить детей составлять целое из четырех частей; учить находить сходство и различие между предметами. По 10 равнобедренных треугольников разных цветов (по количеству детей).
Путешествие на Луну. Учить детей классифицировать предметы по различным признакам; делить предметы на равные части; развивать умение ориентироваться в пространстве. Геометрическая мозаика.
Мячики. Учить детей составлять целое из четырех частей, показывать их и называть: часть, половина, целое, развивать воображение. Геометрическая мозаика (по 4 четверти круга двух цветов).
Строим лесенку. Учить сравнивать предметы по длине путем прикладывания одного предмета к другому; обозначать словами результат сравнения. По 6 квадратов трех цветов, зайчик.
ЯНВАРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛ
Волк и заяц. Учить детей измерять с помощью условной мерки; объяснить, что число не зависит от расположения предметов в пространстве. По 6 квадратов желтого и зеленого цвета.
Взрослые и дети. Конкретизировать обобщенный образ человека. Учить оперировать признаками предмета; классифицировать по одному из оснований. Основной набор мозаики, иллюстрации с изображением людей.
Сказочка. Познакомить детей с условными знаками замещения, упражнять в поисках смыслового соответствия. Набор геометрической мозаики.
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛ
Петрушка Формировать представления детей о геометрических фигурах, их форме и других признаках; развивать пространственную ориентировку; учить действовать по словесной инструкции педагога. Геометрическая мозаика.
Сделай по – другому. Учить сравнивать два предмета по разным признакам; развивать зрительное внимание. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Детали геометрической мозаики.
Исправь ошибку. Учить детей моделировать предметы, сохраняя сходство общих признаков. Формировать образные и схематичные представления о предметах. Основной набор деталей геометрической мозаики, модели предметов, игрушек или картинок (машины, люди, игрушки).
Назови фигуры Учить детей различать фигуры по цвету и форме, называть их, классифицировать по различным признакам. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Набор геометрических фигур.
МАРТ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛ
Кто где живет? Учить детей сравнивать предметы по высоте; преобразовывать формы, используя дополнительные детали; работать по словесной инструкции; решать логические задачи. Набор геометрической мозаики
Повторяй за мной. Закреплять названия геометрических фигур, упражнять в ориентировке в пространстве. Набор геометрической мозаики.
Построй по-другому. Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать сообразительность. Умение выделять логическую последовательность в рассуждении, строго выполнять словесную инструкцию. 3 цветных человека (синий, красный, зеленый) или 3 разноцветных кирпичика.
Придумай цветы небывалой красоты Учить детей использовать геометрические фигуры в моделировании разных предметов одного вида; закреплять понятия «часть», «целое». Набор геометрической мозаики со всеми деталями, картинки с изображением цветов.
АПРЕЛЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛ
Транспорт Учить детей составлять целое из геометрических фигур путем прикладывания одной детали к другой; преобразовывать одну фигуру в другую, добавляя детали. Геометрическая мозаика.
Сделай по – другому. Упражнять детей в классификации, использовании возможностей преобразования предметов. Геометрическая мозаика.
Смотр кораблей морского флота. Знакомить детей с историей родной страны, ее героями, историей флота. Учить воспроизводить модели по наглядному образцу; развивать творческое воображение. Набор геометрической мозаики, образцы кораблей.
Флаги. Расширять кругозор детей в процессе знакомства с флагами разных стран; рассказать о роли цвета, формы, рисунков в языке символов. Набор геометрической мозаики.
МАЙ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛ
Государственные флаги. Познакомить детей с Российским флагом, рассказать о значении триколора, воспитывать уважительное отношение к флагу. Основной набор геометрической мозаики.
Сигнальные флаги. Расширять кругозор детей в процессе знакомства со значением и названиями морских флагов, ролью рисунка в языке символов. Набор геометрической мозаики, перфокарты.
Самолеты России. Развивать кругозор детей, умение самостоятельно приобретать знания, работать с источниками, работать самостоятельно и в коллективе. Большой набор геометрической мозаики.