Людмила Миронычева
Педсовет «Обновление системы дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
I Настрой на работу:
Упражнение «Ассоциация»
СЛАЙД 1
II 1. В последнее время в системе дошкольного образования произошло немало изменений, происходят они и в настоящее время
Вопрос: - Почему возникла необходимость пересмотра организации педпроцесса, т. е. модернизации педпроцесса в ДОУ?
СЛАЙД 2
Модернизация образовательного процесса в ДОУ.
• Основой для модернизации дошкольной образовательной системы призван стать закон «Об образовании в Российской Федерации» и Стандарт дошкольного образования
2. Перед вами з дерева (рисунки: яблоня, ель, береза):
Публикация «Педсовет „Обновление системы дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
На яблоню надо повесить яблоки, на которых вы напишите изменения, касающиеся теории дошкольного воспитания или организации дошкольного образования
(например, - трансформация общественного дошкольного воспитания в дошкольное образование, - выход ФГТ к структуре образов. программы, и ФГТ к условиям реализации программы, - Стандарты дошкольного образования, - вышли новые программы в свете ФГТ «Успех»….)
На ель надо повесить шишки, где вы напишите изменения в организации педпроцесса
(например, - занятия как основная форма обучения осталась только в старших группах, - предшкольное образование, - занятия теперь называются НОД, - календарно-тематическое планирование, - программы скорректированы с учетом ФГТ ….)
На березу надо прикрепить листочки где вы напишите изменения в непосредственной работе с детьми
(например, - метод проектов, где применяется новый метод самостоятельного или совместного поиска знаний ….)
СЛАЙД 3
Инновационные изменения на разных уровнях организации дошкольной образовательной системы
1. На социальном уровне :трансформация «общественного дошкольного воспитания» в «дошкольное образование»
2. На финансово-экономическом уровне: свертывание поддержки дошкольной образовательной системы со стороны федерального бюджета
3. На организационном уровне : смена «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений
4. На программно-методическом уровне: смена типовой программы вариативными
Игра с педагогами «Веселые и находчивые»
Педагоги высказывают свое мнение-ответ на вопросы:
- Что нужно для того, чтобы стать миллионером?
- Что делать, чтобы дети не «уснули» на занятии?
- Существует ли ключ от сердца женщины? Если «Да», то какой?
- Как быть, если ребенок задал вопрос на «запретную» тему?
- Как избавится от лишнего веса не ограничивая себя в еде?
- Что делать ребенку, если он боится мыла?
- Что делать, если один строит козни, а другой – воздушные замки?
III 1. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период?
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным.
Сегодня отмечается у первоклассников трудности в обучении: медлительность, недостаточное развитие памяти, связной речи. Графические навыки формируются достаточно длительное время. Куда идут корни?
В дошкольное обучение, в предшкольную подготовку
Все очевидно слышали понятие «предшкольное образование». Что это такое?
Предшкольное образование рассматривается как:
- система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможность до школы посещать детский сад СЛАЙД 4
- системная подготовка детей старшего возраста к поступлению в школу (социально-личностное, интеллектуальное и коммуникативное развитие)
В настоящее время утверждено предшкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования и разработан "Стратегический план по переводу детей на предшкольное образование с пяти лет (в рамках изменения ФЗ РФ "Об образовании" с 01.01.05 г.)"
Отдыхательная пауза «Мы пародисты»
Участники произносят предложенные фразы, подражая голосу героя произведения:
- Баба-Яга «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец, - дело пытаешь или от дела лытаешь?»
- Царевна Лебедь: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ты тих как день ненастный?»
- Кот Матроскин «Корову заведем, молоко пить будем!»
- Домомучительница: - «Матильда, займись им, но помни Матильда, собака нестерильна»
- Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!»
2. Интеллектуальное задание «Стратегия и тактика»
(из перечня предложенных формулировок выбрать что относится к целям и задачам предшкольного образования, причем выделить главную цель и ранжировать задачи для педагога и детей)
- Каковы же цели предшкольного образования?
СЛАЙД 5
Главная цель: - выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников
Основные цели: - сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить
уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка
- готовность ребенка к дальнейшему развитию, появлению у него первичной
целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного
первичного знания о мире.
Задачи предшкольного образования: СЛАЙДЫ 6 и 7
Раз определены цели и задачи предшкольного образования значит должно быть определено и содержание. Каково же оно?
Прежде всего: что понимается под содержанием?
Это те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются (точнее, присваиваются) дошкольником в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка
3. Исходя из этого содержанием становится:
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.
Познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает …
- Что обеспечивает ребенку развитие любознательности?
его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка. СЛАЙД 8
2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач; как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. СЛАЙД 9
Формирование любознательности, способностей невозможно без организации самостоятельной учебной деятельности детей, в которой они учатся пространственному моделированию, использованию планов, схем, символов, предметов заместителей.
3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка.
- Что обеспечивает формирование творческого воображения? СЛАЙД 10
Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - является одним из необходимых условий успешной учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития.
- Чем обеспечивается развитие коммуникативности?
Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом. СЛАЙД 11
Таким образом, содержанием предшкольного образование является… СЛАЙД 12
Однако Содержание предшкольного образования является самым непроработанным вопросом, а так же научно-психологические основы структуры учебных занятий и критерии уровней готовностей к школе, проще говоря, чему и как учить в предшколе.
Видимо срабатывает стереотип – раз подготовка к школе, то важнее познание, интеллектуальное развитие. Отсюда не реализуется основная задача любого образования – сохранение физического здоровья ребенка
4. – Однако в организации предшкольной подготовки есть свои проблемы и недостатки:
СЛАЙД 13
Недостаточный уровень готовности дошкольников к школе (то, о чем говорили выше)
Некорректно подготовленные дети, т. е. дети нуждаются в переучивании (неправильно называют буквы и звуки, путают их, имеют навыки неправильного чтения и т. д.)
Отсутствие преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием
Недостаточное обеспечение предшкольного образования программами
Интеллектуально – отдыхательная пауза «Компитентный педагог»
Звучит вопрос и предлагаются возможные варианты ответов, педагоги выбирают правильный
Основополагающим принципом обновления и развития системы образования России являются: СЛАЙД 14
- светский характер и совместное обучение лиц обоего пола
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности
- обязательность и бесплатность всех видов образования
Действия, определяющее результаты педагогического процесса СЛАЙД 15
- организация педпроцесса
- планирование педпроцесса
- педагогический анализ
Активные формы работы с родителями это: СЛАЙД 16
- консультации, папки-передвижки
- родительские собрания, конференции
- круглые столы, тренинги, диспуты
К видам труда дошкольника относится: СЛАЙД 17
- самообслуживание, труд в природе
- дежурство, трудовые поручения
- совместный и коллективный труд
IY 1. Стратегическим направлением оптимизации предшкольного образования является - формирование универсальных учебных действий СЛАЙД 18
(общих учебных умений, обеспечивающих готовность и способность ребенка «меть учиться»
Вопрос – Что такое «Универсальные учебные действия»?
В широком значении термин УУД означает – умение учиться СЛАЙД 19
В собственно психологическом значении УУД –
совокупность способов действий, обеспечивающих ученику самостоятельное усвоение новых знаний и умений
2. Виды универсальных учебных действий: СЛАЙД 20
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Интеллектуальное задание «Мыслящий педагог»
(предложенные формулировки соотнести с видами УУД)
Личностные – умение соотносить поступки с принятыми нормами СЛАЙД 21
Регулятивные – способность к волевому усилию (произвольное поведение)
Познавательные
- общеучебные
- логические
- действия постановки и решения проблем
Коммуникативные
- умение слушать и вступать в диалог;
- общаться со сверстниками;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми
3. Педагогам предлагаются памятки по организации усвоения предпосылок УУД
СЛАЙД 22 и 23
СЛАЙД 24
4. Сформированность предпосылок УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения его в начальной школе.