Татьяна Зеленская
Эссе «Роль педагогических идей Марии Монтессори в моей профессиональной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль педагогических идей Марии Монтессори в моей профессиональной деятельности»
«Человек, который посвятил свою жизнь развитию
и становлению личности ребенка в первую
очередь должен быть творцом, созидателем,
наставником и другом. И тогда ребенок сможет
сотворить свой неповторимый мир».
С. Могилевский
Публикация «Эссе „Роль педагогических идей Марии Монтессори в моей профессиональной деятельности“» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
О Марии Монтессори я узнала недавно, и меня заинтересовали ее идеи воспитания и развития детей. Мария Монтессори – итальянский педагог, она разработала свои принципы воспитания детей.
Раннее развитие детей становится популярным, и одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Эта система основыва-ется на уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Основной же целью является продвижение ребенка к самообучению в специально подготовленной среде. Этому способствуют основные принципы методики:
Принцип содействия естественному развитию – взрослый должен содействовать процессу саморазвития ребёнка на основе знания объективных законов детского развития и наблюдения за конкретным ребёнком.
Принцип взаимодействия с «подготовленной средой» - содействие естественному развитию должно осуществляться в процессе взаимодействия ребёнка с «подготовленной средой» - специально созданной развивающей предметно-пространственной и социальной средой.
Принцип свободы выбора в «подготовленной среде» - в «подготовленной среде» ребёнку должна быть предоставлена свобода выбора деятельности.
Принцип индивидуальной активности в учении: мотивационная активность, двигательная активность, «активная дисциплина», речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере.
Принцип предметности в учении – в дошкольном и младшем школьном возрасте учение должно происходить с опорой на самостоятельную мануальную деятельность с материалами автодидактического характера.
Изучив, материл о системе Монтессори, мне стало интересно, а как же я могу применить ее идеи в своей практике.
Один из принципов педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: «Помоги мне это сделать самому!» Для этого используется так называемая «подготовленная среда» : специальные материалы и их особое расположение побуждает ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности. Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребёнка по-настоящему независимым. Уже не надо просить маму застегнуть рубашку, потому что я умею делать это сам. В нашем ДОУ, как и, наверное, в любом другом предметно развивающая среда имеет огромное значение. Именно через окружающую среду ребенок начинает свое развитие. Придя в первый раз в сад и группу дети, конечно же, обращают внимание на красочность, яркость групповой комнаты и игрушки находящиеся в ней.
Следующий принцип – свобода и дисциплина. Дисциплина в свободе - вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в коллективе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от других. Мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное, что делает ребенок для своей пользы, не только должно быть дозволено, но и должно стать объектом наблюдения для воспитателя. Наверное, этот принцип трудно применять на практике, но я думаю, что если с раннего возраста прививать детям нормы поведения, объяснить им необходимые правила, то в дальнейшем трудностей не возникнет. Я считаю что в моей группе этот принцип применяется. Со «своими» детьми мы вместе с раннего возраста, и именно поэтому у нас полное взаимопонимание.
Еще один метод Монтессори - это самостоятельность то есть минимальное вмешательство в деятельность детей. Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. В моей профессиональной деятельности этот принцип, наверное, является одним из основных. Я считаю, что детей к самостоятельности нужно приучать как можно раньше, потому что самостоятельному ребенку будет легче войти во взрослую жизнью.
Еще бы хотелось рассказать о классах Марии Монтессори. Такие классы включают в себя несколько зон:
- зона реальной жизни
- зона сенсорного развития
- зона математики
- зона языковая.
Конечно же, таких зон может быть больше и это, безусловно, оказывает положительное влияние на развитие детей. Но очень трудно в групповых комнатах разместить много различных зон. В моей группе созданы все необходимые зоны для развития детей в соответствии с федеральными государственными стандартами.
О педагогических идеях Марии Монтессори можно говорить еще достаточно много, я рассмотрела несколько из них и сделала вывод:
Мария Монтессори, являясь представителем реформаторской педагогики, относится к тем немногочисленным ученым, реальные школы которых сохранились и после их смерти. Тема "Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и признается уникальной, а также гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру. Оказывается, я, не зная о педагогических идеях Марии Монтессори, применяла многие из них в своей практике.