Светлана Викторовна
Педагогический проект «Семья»
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»
Педагогический проект
«С е м ь я»
Разработала воспитатель I категории
Карцева С. В.
г. Набережные Челны
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Публикация «Педагогический проект „Семья“» размещена в разделах
Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
ДОУ в соответствии с ФГТ результат освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник образовательного учреждения.
Цель:
Повышать интерес детей к ценностям семьи. Формировать у детей понятие «семья». Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Участники проекта : дети средней группы, родители, педагоги группы.
Вид проекта : средней продолжительности, групповой.
Срок реализации: в течение трех месяцев.
По тематике: творческий, игровой, исследовательский.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к своей семье. Воспитывать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к работе по теме.
3. В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию интереса к семейным ценностям.
4. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
5. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения.
6. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Образовательные задачи:
1. Закреплять знания детей своей фамилии, имен родственников.
2. Учить понимать родственные связи.
3. Уточнить, кем работают родители.
4. Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.
5. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире.
6. Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение своим близким.
2. Формировать культуру поведения.
Речевые задачи:
1. Пополнить активный и пассивный словарь детей.
2. Учить подбирать слова близкие и противоположные по смыслу.
3. Формирование способов общения (индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).
Коррекционные задачи:
1. Углублять представление о членах семьи и ближайших родственниках.
2. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия, адрес, имена родственников, близких)
3. Учить различать эмоциональные состояния, жестов, интонацию голоса.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знание детьми информации о своей семье.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.
I этап – накопление знаний.
1. Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка».
2. Заучивание: Е. Благинина «Посидим в тишине».
3. Подбор фотографий.
4. Подбор пословиц, поговорок о семье.
5. Оформление альбома «Моя семья».
6. Сбор информации генеалогического древа семьи.
7. Повышение педагогической компетентности.
8. Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.
9. Ознакомление родителей с законодательными актами:
• Конвенция ООН о правах ребёнка;
• Закон о семье. РАЗДЕЛ IV. Права и обязанности детей.
Направления работы с семьей
• Изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контактов с семьей.
• Включение родителей в педагогическую деятельность.
• Включение родителей в решение проблем детского сада.
• Обогащение опыта родителей специализированными знаниями, повышение их педагогической компетентности.
II этап – творческий
Раздел программы Формы и методы работы
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
Дидактические игры «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?»
Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
Строительные игры «Мебель для дома».
Познавательное развитие Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
«Моя семья», «Отдыхаем всей семьей». «Младшие члены семьи», «Хозяйство семьи», «Семейная реликвия».
Знакомство с профессиями родителей.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Создание альбомов «Моя семья».
Речевое развитие Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Мои близкие»,
Чтение художественной литературы на тему «Семья» : сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
Пословицы и поговорки о семье.
Беседы на тему «Кем работают мои родители».
Продуктивная деятельность Рисование на темы «Моя семья», «Мой дом», «Семейный портрет», «Мы на отдыхе»
Изготовление подарков для мам.
Работа с родителями Консультации «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Назови имена своих родственников», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Старшее поколение в семье», «Семейные праздники», «Что ты знаешь о своем брате (сестре?»
III этап - итоги реализации проекта.
Результативность.
За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род, родословная, семья.
2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои родственники” и др.
3. В процессе работы над проектом я, как и дети, более подробно изучила семьи воспитанников, познакомилась с их семейными традициями. Особенностями семейного воспитания.
4. По ходу проекта появились некоторые затруднения:
- в группе есть неполные семьи;
- разная национальность членов семьи.
Эффективность.
Каждая семья оформила схему родословной “Моя семья”.
Многие родители проявили творчество при выполнении задания.
Новизна.
Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Постановка новой проблемы.
У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям.
Презентация проекта.
Слайд шоу «От счастья ключи в семье ищи!»
Пусть вечным гостем в доме вашем будут
Покой и счастье, мир и теплота!