Получи документы

Педагогический проект «Ребёнок в мире профессий»

Альмира Калмурзина
Педагогический проект «Ребёнок в мире профессий»
▼ Скачать +Заказ

Педагогический проект

«Ребёнок в мире профессий»

Сроки реализации: 1 год.

Целепологание.

Наиболее сложна и менее разработана проблема приобщения ребенка к социальному миру, поскольку в условиях радикальных изменений произошла и переоценка многих жизненных ценностей в нашем обществе. Поэтому возникает вопрос о том, какое явление общественной жизни должно занять центральное место при ознакомлении дошкольников с окружающей действительностью,

Публикация «Педагогический проект „Ребёнок в мире профессий“» размещена в разделах

С давних времен в качестве стержневого понятия в становлении личности рассматривался труд человека. Его и сегодня можно считать центральным в системе ознакомления детей с окружающим миром. Несмотря на определенную девальвировацию идеи преобразующей роли труда. (Что привело к снижению его воспитательной функции). Основой при ознакомлении детей с окружающим миром, по-прежнему остается трудовая деятельность взрослых.

Именно трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы и предметным миром, а с другой системообразующим началом при ознакомлении детей окружающим миром.

Понятие «трудовая деятельность - одно из самых важных и сложных социальных понятий в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

В программе «Из детства в отрочество» трудовая деятельность представлена тремя составляющими:

- труд для общества (профессия работа) - это труд для всех (многих) людей даже которых не знаешь и возможно никогда не увидишь;

- труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание) - это труд для людей, которых знаешь и любишь, которые тебе дороги и близки;

- труд для души (хобби и увлечения) - труд лично для себя.

Маленькие дети по-разному воспринимают каждую разновидность труда. Это связано как с возрастными возможностями детей, так и со спецификой видов трудовой деятельности.

Детям дошкольного возраста наиболее доступны и понятны такие виды трудовой деятельности, как «хобби и увлечения» (труд для души) и «домашний труд» (труд для себя и семьи). Однако среди этих двух разновидностей явное первенство занимают «увлечения» Это и понятно ведь сам малыш «трудится» только тогда, когда это его привлекает, доставляет удовольствие; когда лично он в этом заинтересован. Постепенно (начиная со среднего дошкольного возраста, когда начинает появляться произвольность психических процессов) все больше в жизнь детей входят элементы так называемого «домашнего труда» то есть для окружающих, знакомых людей и друзей, а не только лично для себя.

Самым сложным для дошкольников является понятие «профессиональная деятельность». Маленькие дети, не понимая специфики профессиональной деятельности взрослых людей, относят ее к тем видам труда, специфика которых им понятна (на интуитивном уровне). В первую очередь - это хобби и увлечения. Поэтому малыши часто воспринимают ежедневный уход родителей на работу, как предательство по отношению к себе. Для полноценного овладения понятием «трудовая деятельность» педагоги строят свое руководство по двум направлениям:

1. Теоретическое - формирование представлений. Основные методические приемы - рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда.

2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы - приобщение детей к реальным трудовым усилиям (с получением результата).

В дошкольном возрасте по двум направлениям одновременно можно вести работу только с понятиями «труд для души» и «труд для себя и близких». Понятие «профессиональный труд» формируется только на теоретическом уровне. Поэтому здесь большую роль играет формирование отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий. Именно эти люди погружают детей в свою трудовую деятельность, доводят до их сознания мысль о важности труда для других людей.

Участники: дети, родители и воспитатели старшей группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

Проблема исследования: в начале учебного года, после проведённых бесед с детьми на тему «Кем работают мои родители», выяснилось: самым сложным для дошкольников является понятие «профессиональная деятельность. Дети, не понимая специфики профессиональной деятельности взрослых людей, относят ее к тем видам труда, специфика которых им понятна (на интуитивном уровне). В первую очередь - это хобби и увлечения. Поэтому дошкольники часто воспринимают ежедневный уход родителей на работу, как предательство по отношению к себе. Воспитатели объявили конкурс для детей и родителей на лучшую аппликацию или рисунок — «Кем работают мои папа и мама». Пока дети занимались обсуждением и изготовлением своих работ на конкурс, возникли вопросы: чем занимаются родители на работе? Почему нужно работать родителям? Какую пользу они приносят людям своим профессиональным трудом? Какие ещё профессии есть?

Гипотеза исследования: (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед с родителями, чтения литературы и экскурсий) : Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. давайте вместе вспомним, какие есть профессии. Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер. Профессий очень много! О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами. Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

Расскажите, как и у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие?

Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему? Как возникли профессии?

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования была поставлена цель: формирование ценностного отношения к разнообразным видам трудовой деятельности взрослых и её роли, значении для других людей (детей). И определены следующие задачи:

1. Развитие потребности в приобретении новых знаний о трудовой профессиональной деятельности взрослых.

2. Формирование у дошкольников осознанного отношения к понятию «профессиональная деятельность».

3. Систематизация знаний о профессиях, взаимосвязь всех компонентов трудового процесса.

4. Приобщение детей к реальным трудовым усилиям (с получением результата).

5. Воспитание уважения результата трудовых усилий взрослых.

6. Формирование познавательных и конструктивных умений: наблюдать, моделировать, сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

Результаты исследования:

— альбом рисунков и аппликаций детей «Кем работают мои папа и мама;

— фотоальбом «Профессии родителей»;

— коллаж «Любимое хобби мамы»;

— альбом стихов, загадок, пословиц, песен, фотографий, рисунков, открыток о профессиях.

II этап. Организация исследования в рамках проекта

1. Сбор, анализ и систематизация информации о строении и условиях произрастания ели, ее значении для человека и способах применения:

• проведение познавательного занятия «Что такое профессия.

• чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов о профессиях;

• подбор загадок, стихов, пословиц, песен о профессии;

o специальные ежемесячные занятия (экскурсии);

o традиционные ежемесячные «Встречи с интересными людьми»;

o реальные трудовые действия детей (самообслуживание, труд в природе и пр.) , их фиксация ;

o обсуждение (восхищение) и планирование традиции «Наши славные дела»;

• - информационно – просветительская работа с родителями, о ценности приобщения детей к трудовой деятельности.

• экскурсии вместе с родителями к различным учреждениям города;

• просмотр и отбор рисунков и фотографий, открыток с изображением профессиональной деятельности для альбома «Профессии».

2. Творческая познавательная деятельность детей:

— организация совместно с воспитателем сюжетно – ролевых игр: «У врача», «На пожаре», «Детский сад», «Парикмахер», «Строительство плотины», «Магазин».

— аппликация, рисование на тему «Кем работают мои папа и мама», составление альбома работ детей «Профессии»;

— оформление фотоальбома «Профессии родителей»;

— создание и обсуждение игр (дидактических, подвижных, театрализованных) о разных профессиях.

Перспективный план ознакомления с трудом взрослых

Месяц Профессия Форма работы

Сентябрь Нефтяник Экскурсия по городу Муравленко.

Октябрь Врач, медсестра Традиция «Встреча с интересными людьми». С. Р. И. «У врача»

Ноябрь Пожарные. Традиция «Встреча с интересными людьми».

Сюжетно – ролевая игра «На пожаре».

Декабрь Помощник

воспитателя Традиция «Встреча с интересными людьми». Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».

Январь Парикмахер Экскурсия в парикмахерскую. Традиция «Встреча с интересными людьми». С. Р. И. «Парикмахер».

Февраль Работники

почты Экскурсия на почту. Наблюдения за трудом работников почты.

Март Продавец Экскурсия в магазин. С. Р. И. «Магазин»

Апрель Музейный

работник Традиция «Встреча с интересными людьми». Экскурсия в музей.

Май Строитель Сюжетно – ролевая игра «Строительство плотины».

Традиция «Встреча с интересными людьми».

III этап. Презентация результатов

исследовательской деятельности:

• Выставка рисунков в вестибюле детского сада «Кем работает мои папа и мама»

• Презентация в группе альбома игр, рисунков, фотографий и открыток с изображением разных профессий — «Профессии родителей».

• Познавательное развлечение «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект для детей подготовительной группы по программе «Школа 2100» «По странам и континентам» Проект "По странам и континентам" для детей подготовительной группы. Работа по ОС "Школа 2100", программа "Детский сад 2100" Цель: формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Ребёнок в мире профессий»
Опубликовано: 21 января 2014 в 15:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Ребёнок в мире профессий»» (включая файлы) размещена пользователем Альмира Калмурзина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД