Альмира Калмурзина
Педагогический проект «Ребёнок в мире профессий»
▼ Скачать +Заказ
Педагогический проект
«Ребёнок в мире профессий»
Сроки реализации: 1 год.
Целепологание.
Наиболее сложна и менее разработана проблема приобщения ребенка к социальному миру, поскольку в условиях радикальных изменений произошла и переоценка многих жизненных ценностей в нашем обществе. Поэтому возникает вопрос о том, какое явление общественной жизни должно занять центральное место при ознакомлении дошкольников с окружающей действительностью,
Публикация «Педагогический проект „Ребёнок в мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
С давних времен в качестве стержневого понятия в становлении личности рассматривался труд человека. Его и сегодня можно считать центральным в системе ознакомления детей с окружающим миром. Несмотря на определенную девальвировацию идеи преобразующей роли труда. (Что привело к снижению его воспитательной функции). Основой при ознакомлении детей с окружающим миром, по-прежнему остается трудовая деятельность взрослых.
Именно трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы и предметным миром, а с другой системообразующим началом при ознакомлении детей окружающим миром.
Понятие «трудовая деятельность - одно из самых важных и сложных социальных понятий в работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
В программе «Из детства в отрочество» трудовая деятельность представлена тремя составляющими:
- труд для общества (профессия работа) - это труд для всех (многих) людей даже которых не знаешь и возможно никогда не увидишь;
- труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание) - это труд для людей, которых знаешь и любишь, которые тебе дороги и близки;
- труд для души (хобби и увлечения) - труд лично для себя.
Маленькие дети по-разному воспринимают каждую разновидность труда. Это связано как с возрастными возможностями детей, так и со спецификой видов трудовой деятельности.
Детям дошкольного возраста наиболее доступны и понятны такие виды трудовой деятельности, как «хобби и увлечения» (труд для души) и «домашний труд» (труд для себя и семьи). Однако среди этих двух разновидностей явное первенство занимают «увлечения» Это и понятно ведь сам малыш «трудится» только тогда, когда это его привлекает, доставляет удовольствие; когда лично он в этом заинтересован. Постепенно (начиная со среднего дошкольного возраста, когда начинает появляться произвольность психических процессов) все больше в жизнь детей входят элементы так называемого «домашнего труда» то есть для окружающих, знакомых людей и друзей, а не только лично для себя.
Самым сложным для дошкольников является понятие «профессиональная деятельность». Маленькие дети, не понимая специфики профессиональной деятельности взрослых людей, относят ее к тем видам труда, специфика которых им понятна (на интуитивном уровне). В первую очередь - это хобби и увлечения. Поэтому малыши часто воспринимают ежедневный уход родителей на работу, как предательство по отношению к себе. Для полноценного овладения понятием «трудовая деятельность» педагоги строят свое руководство по двум направлениям:
1. Теоретическое - формирование представлений. Основные методические приемы - рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда.
2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы - приобщение детей к реальным трудовым усилиям (с получением результата).
В дошкольном возрасте по двум направлениям одновременно можно вести работу только с понятиями «труд для души» и «труд для себя и близких». Понятие «профессиональный труд» формируется только на теоретическом уровне. Поэтому здесь большую роль играет формирование отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий. Именно эти люди погружают детей в свою трудовую деятельность, доводят до их сознания мысль о важности труда для других людей.
Участники: дети, родители и воспитатели старшей группы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы
Проблема исследования: в начале учебного года, после проведённых бесед с детьми на тему «Кем работают мои родители», выяснилось: самым сложным для дошкольников является понятие «профессиональная деятельность. Дети, не понимая специфики профессиональной деятельности взрослых людей, относят ее к тем видам труда, специфика которых им понятна (на интуитивном уровне). В первую очередь - это хобби и увлечения. Поэтому дошкольники часто воспринимают ежедневный уход родителей на работу, как предательство по отношению к себе. Воспитатели объявили конкурс для детей и родителей на лучшую аппликацию или рисунок — «Кем работают мои папа и мама». Пока дети занимались обсуждением и изготовлением своих работ на конкурс, возникли вопросы: чем занимаются родители на работе? Почему нужно работать родителям? Какую пользу они приносят людям своим профессиональным трудом? Какие ещё профессии есть?
Гипотеза исследования: (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед с родителями, чтения литературы и экскурсий) : Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. давайте вместе вспомним, какие есть профессии. Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер. Профессий очень много! О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами. Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.
Расскажите, как и у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие?
Какая профессия у вашей мамы? А у папы?
Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему? Как возникли профессии?
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования была поставлена цель: формирование ценностного отношения к разнообразным видам трудовой деятельности взрослых и её роли, значении для других людей (детей). И определены следующие задачи:
1. Развитие потребности в приобретении новых знаний о трудовой профессиональной деятельности взрослых.
2. Формирование у дошкольников осознанного отношения к понятию «профессиональная деятельность».
3. Систематизация знаний о профессиях, взаимосвязь всех компонентов трудового процесса.
4. Приобщение детей к реальным трудовым усилиям (с получением результата).
5. Воспитание уважения результата трудовых усилий взрослых.
6. Формирование познавательных и конструктивных умений: наблюдать, моделировать, сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.
Результаты исследования:
— альбом рисунков и аппликаций детей «Кем работают мои папа и мама;
— фотоальбом «Профессии родителей»;
— коллаж «Любимое хобби мамы»;
— альбом стихов, загадок, пословиц, песен, фотографий, рисунков, открыток о профессиях.
II этап. Организация исследования в рамках проекта
1. Сбор, анализ и систематизация информации о строении и условиях произрастания ели, ее значении для человека и способах применения:
• проведение познавательного занятия «Что такое профессия?».
• чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов о профессиях;
• подбор загадок, стихов, пословиц, песен о профессии;
o специальные ежемесячные занятия (экскурсии);
o традиционные ежемесячные «Встречи с интересными людьми»;
o реальные трудовые действия детей (самообслуживание, труд в природе и пр.) , их фиксация ;
o обсуждение (восхищение) и планирование традиции «Наши славные дела»;
• - информационно – просветительская работа с родителями, о ценности приобщения детей к трудовой деятельности.
• экскурсии вместе с родителями к различным учреждениям города;
• просмотр и отбор рисунков и фотографий, открыток с изображением профессиональной деятельности для альбома «Профессии».
2. Творческая познавательная деятельность детей:
— организация совместно с воспитателем сюжетно – ролевых игр: «У врача», «На пожаре», «Детский сад», «Парикмахер», «Строительство плотины», «Магазин».
— аппликация, рисование на тему «Кем работают мои папа и мама», составление альбома работ детей «Профессии»;
— оформление фотоальбома «Профессии родителей»;
— создание и обсуждение игр (дидактических, подвижных, театрализованных) о разных профессиях.
Перспективный план ознакомления с трудом взрослых
Месяц Профессия Форма работы
Сентябрь Нефтяник Экскурсия по городу Муравленко.
Октябрь Врач, медсестра Традиция «Встреча с интересными людьми». С. Р. И. «У врача»
Ноябрь Пожарные. Традиция «Встреча с интересными людьми».
Сюжетно – ролевая игра «На пожаре».
Декабрь Помощник
воспитателя Традиция «Встреча с интересными людьми». Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».
Январь Парикмахер Экскурсия в парикмахерскую. Традиция «Встреча с интересными людьми». С. Р. И. «Парикмахер».
Февраль Работники
почты Экскурсия на почту. Наблюдения за трудом работников почты.
Март Продавец Экскурсия в магазин. С. Р. И. «Магазин»
Апрель Музейный
работник Традиция «Встреча с интересными людьми». Экскурсия в музей.
Май Строитель Сюжетно – ролевая игра «Строительство плотины».
Традиция «Встреча с интересными людьми».
III этап. Презентация результатов
исследовательской деятельности:
• Выставка рисунков в вестибюле детского сада «Кем работает мои папа и мама»
• Презентация в группе альбома игр, рисунков, фотографий и открыток с изображением разных профессий — «Профессии родителей».
• Познавательное развлечение «Все работы хороши – выбирай на вкус».