Екатерина Воробьева
Педагогический проект «С днем рождения, Самарская губерния!»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 32 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области,
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад»
Педагогический проект
на тему:
«С днем рождения, Самарская губерния!»
Подготовила
воспитатель СП
Воспитатель: Воробьева Екатерина Анатольевна
Публикация «Педагогический проект „С днем рождения, Самарская губерния!“» размещена в разделах
г. Сызрань
2016 г.
Педагогический проект
на тему:
«С днем рождения, Самарская губерния!»
Аннотация проекта
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о Самарской губернии, о городе, в котором мы живем; воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, приобщение к повседневной жизни жителей Сызрани, их трудовой деятельности и ее значимости для развития города.
Учитывая, значимость данной проблемы основной целью проекта, является систематизация знаний о родном крае.
Практическая значимость проекта предусматривает исследовательскую деятельность, тематическое планирование, создание развивающей среды, разработка дидактических игр по ознакомлению с городом, слайдовых презентаций по итогам проекта.
Актуальность проекта.
«Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране» - так говорил академик Д. С. Лихачев.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, к родному городу, воспитания основ гражданственности.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Постановка проблемы
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, прославившими наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не владеют достаточной информацией о родном крае, городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса. Решением данной проблемы стала реализация данного проекта. Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться, как творческой личности.
Цель и задачи проекта
Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта :
- Воспитанники подготовительной группы
- Родители
- Педагоги
Проект долгосрочный – на 2016-2017 учебный год.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Этапы Содержание работы Срок Ответственные
I Подготовительный
(сбор информации по проблеме) Анкетирование родителей по уточнению знаний и представлений о родном городе, его истории, достопри-мечательностях.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме июль-август 2016 Воспитатель
II Основной (практический) Обеспечение условий для реализации проекта.
Внедрение в образовательный процесс эффективных методик по знакомству детей с Самарской губернией.
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе.
Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
Выставки детских работ, семейных коллекций. В ходе реализа-ции проекта
сентябрь - апрель Руководитель СП
Воспитатель
Муз. руководит.
III Заключительный (аналитический) Спортивное развлечение «Ах, Самара городок».
Презентация проекта
«С днем рождения Самарская губерния»
Анализ и обработка результатов по реализации проекта. Май 2017
Воспитатель
Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение, создание предметно-развивающей среды, что включает в себя:
1. Пополнение методического обеспечения образовательного процесса
2. Наличие необходимого дидактического материала
3. Уголка краеведения в группе.
Работа по реализации проекта ведётся в двух направлениях, это:
1. Работа с воспитанниками
2. Работа с родителями
I. Организация работы с воспитанниками включает в себя:
1. Проведение цикла познавательных занятий на темы:
- «Страницы истории Самары»;
- «Чем живет мой город»;
- «Люди и судьбы Самары»;
- «Наша Родина»;
- «Мой город Сызрань».
2. Оформление альбомов:
- «Достопримечательности моего города»;
- «Красная книга Самарской области»;
- «Самарская Лука».
3. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о Самаре, о Волге»
4. Оформление дидактических игр по краеведению:
- «Узнай, где я нахожусь?»;
- «Собери картинку»;
- «Что за улица?»;
- «Карта моего города»;
- «Город будущего»;
- «Мой край родной»;
- «Я - фотограф»;
- «Вот моя улица, вот мой дом родной»;
- «Заколдованный город»;
- «Флаг России»;
- «Путешествие по городу».
5. Выставка детского творчества «Край любимый и родной» (совместно с родителями).
6. Лепка «Уголок Самары».
7. Экскурсии и фото экскурсии по городу.
8. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен о Самаре, Сызрани и Волге.
II. Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, используются следующие формы и методы работы:
- анкетирование;
- беседы с родителями о важности данной проблемы;
- оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
- изготовление семейных альбомов «Где мы любим бывать;
- привлечение родителей к пополнению уголка «Моя малая родина»;
- словотворчество с родителями «Сочини частушку о Самаре, о Волге»;
- выставка детского творчества «Край любимый и родной»;
- оформление альбомов «Достопримечательности нашего города», «Красная книга Самарской области», «Самарская Лука», «Знаменитые люди нашего края», «Издалека долго течет река Волга».
Предполагаемый результат
1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного края и города.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.