Светлана Ведягина
Педагогический проект к юбилею Победы «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости проекта.
1. Условия возникновения
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Это находило отклик в народной и композиторской русской музыке. Но в силу последних политических и экономических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Всё чаще дети обращают своё внимание на «популярную» музыку с низким качеством исполнения. Таким образом, теряется связь с культурным, истинно русским наследием государства Российского. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Педагогический проект к юбилею Победы „Давайте, люди, никогда об этом не забудем“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов. Особое место в музыке занимает музыка Великой Победы.
2. Проблема.
-недостаток знаний о музыке Великой Отечественной войны;
-слабая патриотическая направленность молодого поколения.
3. Актуальность проблемы. В преддверии празднования 70 летнего юбилея Дня Победы с детьми старшего и подготовительного возраста был проведен блиц опрос (прил. 1) по выявлению знаний музыки (песен) военных лет, представлений о Великой Отечественной войне, который показал низкий уровень знаний ребят о причинах возникновения праздника, о музыке военных лет.
Таким образом, мною было принято решение разработать и реализовать проект «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»
4. Направленность проекта : социально - творческая. В дошкольном возрасте преобладает наглядно - образное мышление, поэтому работа построена в этом направлении, т. к. впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается.
Наши дети не испытывают гордости за свою Родину, победителей в Великой Отечественной войне. Поэтому проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего - подготовительного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируется чувства патриотизма, собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Цели и задачи проекта :
Цели проекта : Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом советского народа в Великой Отечественной войне, сформировать знания о роли музыки в жизни людей в годы войны.
Задачи проекта :
- Обобщить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
- Расширить музыкальный кругозор детей: познакомить с лучшими образцами песен военных лет, с шедеврами музыкальной культуры, созданными за годы войны советскими композиторами.
-Развить навыки анализа музыкальных произведений (песен). Показать взаимосвязь музыкального, литературного, сюжетно-исторического жанра (плакатами)и живописью.
-Воспитывать интерес к музыке, созданной в годы Великой Отечественной войны.
-Организовать сотрудничество с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Ожидаемые результаты:
-сформированные начальные представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- сформированный устойчивый интерес к военно-патриотической музыке;
- воспитание чувства единения и гордости за старшее поколение;
-создание песенника «Песни Великой Победы», иллюстрированного детскими рисунками.
-вовлечение родителей в педагогический процесс, рост их заинтересованности в сотрудничестве с ДОО.
Название проекта :
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем»
Особенности проекта :
-по составу участников – детско - взрослый;
-по виду – социально - творческий;
-по типу - познавательно-развивающий;
-по сроку реализации - краткосрочный(2 недели)
Формы и методы работы:
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
1. Слушание и разучивание музыки на занятии и в часы досуга.
2. Рассматривание репродукций картин и иллюстраций по теме.
3. Совместная с родителями работа: подготовка иллюстраций к песеннику, рисование пригласительных на музыкально - литературную гостиную посвященную празднованию Дня Победы.
4. Чтение художественных произведений
5. Работа детей в семье: беседа и сбор песенного и фотоматериала.
6. Диагностирование
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование.
2. Консультация.
Ресурсы проекта :
1. Участники проекта :
- дети старшей группы;
- родители;
- педагоги ДОО ЦВР Алиса;
- ветераны ВОВ;
- военнослужащие в отставке.
2. Предметно-развивающая среда:
-подборка песен военных лет на различную тематику (патриотические, лирические, прощальные, звучащие песенные памятники);
-подборка наглядно-дидактического материала на тему Великой Отечественной войны и солдатских будней (плакатов военных лет, репродукций известных картин на тему ВОВ);
-подборка художественной литературы - стихотворений, пословиц, поговорок о войне, празднике 9 мая, о мире.
-подборка игр с патриотическим содержанием;
-создание альбома песен военных лет с детскими рисунками.
Средства реализации проекта :
- использование различных видов деятельности (исполнительская, музыкально-ритмическая, игровая, познавательно исследовательская, слушание музыки)
- тематические музыкальные гостиные;
- видео просмотр документальных кадров войны, парада победы,
- экскурсия на площадь Победы (с привлечением педагога ДОО по краеведению ЦВР Алиса)
- просвещение родителей;
Ресурсное обеспечение:
- фотографии из семейного альбома воспитанников;
-репродукции известных художников : С. В. Герасимов «Мать партизана»; А. П. Ткачёв «Между боями»; Б. С. Угаров «Возвращение»; А. И. Лактионов «Письмо с фронта»; В. В. Верещагин «Апофеоз войны»;
- фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия); В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Н. Богословский, В. Агатов, «Темная ночь»; Соловьев – Седой, А. Фатьянов «На солнечной поляночке»,В. Соловьев-Седой, А. Чуркин «Вечер на рейде»; А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги»;М. Блантер, М. Исаковский «Огонек»; Э. Колмановский, К. Ваншенкин «Алеша»; М. Ножкин «Последний бой»; Б. Окуджава «Песня десятого десантного»; Я. Френкель, Р. Гамзатов «Журавли».
- Чтение художественных произведений: С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода»,Л. Кассиль «Богатыри»; А. Митяев «Землянка».
Партнеры:
-воспитатели старшей группы,
-родители,
-педагоги дополнительного образования ЦВР «Алиса» (краеведческий музей, музыкальная студия)
Целевая группа:
Участники-дети старшей группы -26 человек,
Возраст-5-6 лет;
Социальный статус - дети дошкольного возраста.
План реализации проекта.
Работа с родителями:
-советы для родителей в родительском уголке «Как рассказать детям о войне»
-консультация для родителей «Роль музыки в жизни русского народа в годы Великой Отечественной войны»
Работа с детьми:
1занятие - «Этот День Победы»
-познакомить с символами Победы-ордена, медали, знамена;
- познакомить с лучшими образцами музыки военных лет: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия); патриотические песни «Песни грозовых дней» В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»;
-обсуждение плаката И. М. Тоидзе «Родина- Мать зовет»
- чтение отрывка из произведения Л. Кассиля «Богатыри»
2 занятие-«Священная война»
-познакомить с понятиями: гимн, мемориал, эшелон, ветеран, перрон, в тылу.
-прослушать песню В. Лебедева – Кумача, А. Александрова «Священная война»;
-чтение стихотворения Н. Майданик «День Победы», пословиц о героях, подвиге, дружбе, солдатах.
-слушание песни для детей Л. Барбас, В. Витлина «Военная игра»
- рассматривание репродукции картины Н. Бута «Брестская крепость»
3 занятие - «Нам дороги эти позабыть нельзя»
- просмотр презентации «Детям о войне»,
- разучивание песни Л. Барбас, В. Витлина «Военная игра».
-знакомство с лирическими песнями фронтовых дней: А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Н. Богословский, В. Агатов, «Темная ночь»; Соловьев – Седой, А. Фатьянов «На солнечной поляночке»,
-знакомство с репродукцией картины Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» (1955г., А. Лактионов «Письмо с фронта».
4 занятие - «Долгая дорога войны»
-чтение стихотворения В. Шефнера, отрывков из произведения С. Алексеева «Первый ночной таран»;
-слушание прощальных военных песен: В. Соловьев-Седой, А. Чуркин «Вечер на рейде»; А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги»; М. Блантер, М. Исаковский «Огонек»;
- познакомить с игрой «Саперы»
5 занятие - «Звучащие песенные памятники»
- чтение А. Митяев «Землянка»,
-слушание песен о войне написанных после войны: Э. Колмановского, К. Ваншенкина «Алеша»; М. Ножкина «Последний бой»; Б. Окуджавы «Песня десятого десантного»; Я. Френкеля, Р. Гамзатова «Журавли».
-просмотр слайдов памятников Великой отечественной войны (Родина Мать, Алеша)
- слушание детской песни М. Протасова «Рисунок»
-экскурсия на Площадь Победы (рук. Васюточкина Н. В.)
6 занятие- «Светлый День победы»
-чтение стихотворения А. Петрова «Песни о моем отце», Р. Рождественского «Реквием»
-слушание песни Д. Тухманова, В. Харитонова «День Победы»
-разучивание песни М. Протасова «Рисунок»
-игра «Угадай пословицу»(о героях, подвиге, дружбе, солдатах)
-выполнение упражнения с флагами под музыку песни «День Победы»
7 занятие- «Согреем памятью сердца»
-слушание знакомых (полюбившихся) песен о войне,
-блиц опрос о роли музыки в годы войны,
-музыкально-ритмическая деятельность под музыку «День победы»
- игровая деятельность «Перенеси раненого», минное поле;
Домашнее задание: нарисовать рисунок к полюбившейся песне о войне, ы оформить в альбоме.
8 занятие- Заключительное.
Литературно-музыкальная гостиная «С Днем Победы»
по окончании занятия проводится:
- обсуждение результата полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач.
Совместная деятельность музыкального руководителя,
воспитателя, детей и родителей
-оформление альбома-песенника с иллюстрациями детей;
- оформление газеты «Фотографии военных лет».
Деятельность музыкального руководителя и воспитателя
а) Диагностирование детей (повторное) Что мы узнали по теме(1 занятие,2 занятие,3-7 занятие)
Анкетирование родителей:
*Ф. И. О___
*Любите ли Вы петь? ___
*Знаете ли Вы песни о войне, о Родине, о России? ___
*Перечислите их название или строчку из песни___
*Готовы ли Вы петь эти песни со своим ребёнком? ___
*Считаете ли Вы эти песни неотъемлемой частью воспитания Вашего ребёнка? ___
*Готовы ли Вы разучить одну из песен и выступить с другими родителями перед детьми Вашей группы? ___
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Проект планируется продолжить в рамках договора сотрудничества с детским садом «Санаторный». Привести встречу воспитанников детского сада на музыкально-литературной гостиной, поделиться опытом работы с педагогами ДОУ.