Наталья Иванова
Педагогический проект «Дорогою добра»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 Комитета по образованию МО «Ярцевский район» Смоленской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ДОРОГОЮ ДОБРА»
Воспитатель: Иванова Наталья Валерьевна, высшая категория
2013-14 учебный год.
1. Пояснительная записка
Актуальность проекта.
Темочки:
- Доброта. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
Для таких детей значимы следующие проблемы:
• Отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
• Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
• Не сформирована коммуникативная компетенция.
Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.
В этом и заключается актуальность проекта.
Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку, полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Данный проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями. Строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Работа по данному проекту строится в соответствии со стандартами Российской Федерации.
Проект групповой, долгосрочный, информационно – музыкально- ориентированный
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями развития, посещающие центр «Преодоление».
Участники проекта : дети средней группы МБДОУ детского сада №7
Воспитатель: Иванова Наталья Валерьевна
Специалисты: музыкальный руководитель Жукова Елена Юрьевна
Цель проекта :
• расширение социального опыта детей с ограниченными возможностями развития для дальнейшей их интеграции в социум посредством музыкальных сказок и игр;
• введение ребенка в мир музыки, обогащение его чувственно-эмоциональной сферы;
• способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания.
Задачи:
• Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре.
• Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.
• Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.
• Развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.
Образовательная область: В данном проекте широко раскрыты следующие области:
- «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).
- «Чтение художественной литературы» (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие эстетического вкуса).
- «Социализация» (развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками).
- «Коммуникация» (развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми, развитие всех компонентов устной речи детей).
- «Физическая культура» (накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у ребенка потребности в двигательной активности).
- «Музыка» (приучать детей слушать небольшие произведения и песенки, эмоционально на них откликаться).
Формы работы:
1. Знакомство с группой детей центра «Преодоление»
2. Беседы с родителями детей с ограниченными возможностями о игровых интересах и предпочтениях ребенка дома.
3. Подготовка костюмов для выступлений
4. Разучивание музыкальных сказок и игр.
5. Заучивание стихотворений.
6. Разучивание танцев.
7. Консультирование родителей.
8. Опубликование статьи в СМИ.
9. Проведение совместных мероприятий для родителей и детей с ограниченными возможностями развития.
Методы работы:
1. Проведение наблюдений.
2. Проведение бесед.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Успешное решение задач проекта зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности. Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения сказок, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон.
А результатом явится эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей.
2. Содержание проекта
1 этап:
организационный (подготовительный)
1. Проведение ознакомительных бесед с детьми с ограниченными возможностями развития.
2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления игровых интересов и предпочтений ребенка дома.
3. Организация творческих встреч «Дорогою добра».
2 этап:
практический
1. Проведение экскурсий в центр «Преодоление» для знакомства с детьми с ограниченными возможностями развития.
2. Приобретение и изготовление костюмов для музыкальных сказок.
3 этап:
итоговый (аналитический)
1. Проведение мероприятия с родителями и детьми с ограниченными возможностями развития «Дорогою добра».
2. Презентация результатов проекта для родителей детей с ограниченными возможностями развития и педагогов «Дорогою добра».
3. Ресурсы
Кадровые ресурсы
- заведующий детским садом (общий контроль и руководство за реализацией мероприятий проекта);
- воспитатели средней группы и музыкальный руководитель (реализация проекта).
Информационные ресурсы:
- освещение в средствах массовой информации.
Методические ресурсы:
- конспекты мероприятий с детьми;
4. Результаты
Ожидаемые результаты:
1. Расширение социального контакта детей с ограниченными возможностями развития.
2. Приобретение жизненного опыта детьми с ограниченными возможностями развития и дальнейшее воплощение в жизнь.
4. Установление тесного сотрудничества и взаимосвязи с центром «Преодоление» для детей с ограниченными возможностями развития.
Критерии оценки эффективности:
1. Коммуникативность:
- интерес к контакту с взрослыми и потребность в нем;
- потребность в контакте со сверстниками;
- умение соотносить свои действия с действиями товарищей.
2. Аффектный компонент продуктивности:
- умение ребенком с ограниченными возможностями развития вливаться в игровой музыкальный сюжет;
- наличие интереса к предлагаемой музыкальной сказке;
Итог проекта.
Данный проект помог превратить каждое мероприятие в маленький праздник, так как ребенку с ограниченными возможностями для полноценного развития праздник необходим как воздух.
Праздник – это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки, поэзии, в мир ярких зрительных образов, увлекательных игр и затей.
Работая с детьми важно видеть каждого из них. Сделать так, чтобы они проявили все те таланты, которые спрятаны в них глубоко и чтобы в жизни они были раскованными, уверенными в себе.
Волшебный мир творчества.
Тот опыт, который дети приобрели на музыкальных сказках, влияет на их самостоятельную деятельность.
Дети водят хороводы, слушают и поют песни, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в музыкальных сказках. Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке как словесно, так и через движения, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Результаты работы в рамках проекта.
В результате музыкальной деятельности у детей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям.
Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги не позволяют детям выступать на профессиональной сцене, стать актерами, певцами, а вот на сцене, в родном Центре они – мастера искусств, музыканты. Ребята принимают активное участие в концертных программах, показывают свои таланты.
Это их самоутверждение, самовыражение, успех, что побуждает к самосовершенствованию.
5. Список литературы
1. Верещагина Н. В. «Особый ребенок», С. Пб, «Детство-пресс», 2009г.
2. «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под ред. Бгажноковой И. М., М. «Владос», 2010г.
3. Субботин Е. В. «Ребенок открывает мир», М. 2007г
4. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения», М. «Просвещение», 1988г