Наталья Шутова
Проект «Книжки — малышки» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый педагог - это индивидуальность. И каждый педагог идет своей творческой, педагогической дорогой, ведя за собой своих воспитанников.
На своем пути я ставлю перед собой главную цель в воспитании подрастающего поколения это: формирование основ духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста и развитие всесторонне развитой личности свободной, творческой.
В настоящее время остро встает проблема литературного образования детей. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы, проводниками становятся родители и воспитатели. От взрослого зависит, каким эпизодом станет книга в жизни ребенка. Работая, с детьми, я столкнулась с тем, что у многих плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение.
Я заметила, как внимательно дети слушают, когда рассказываешь сказку с наглядным материалом или показывая театр, и как быстро отвлекаются, когда просто читаешь в книге.
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с этим, все чаще стал подниматься вопрос о внедрении и применении инновационных технологий в ДОУ.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, позволяют нам организовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая при этом индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом способностей и уровня развития каждого воспитанника.
В своей работе использую современные инновационные технологии:
• Технологию проблемного обучения;
• Игровые технологии;
• Логоритмика;
• Разработка и внедрение проектной деятельности в образовательную и воспитательную работу с детьми.
Используя проектный метод, можно реализовывать как монопроекты содержащие задачи одной образовательной области, так и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из нескольких образовательных областей.
Мы реализовали такие монопроекты по речевому развитию детей дошкольного возраста, как «Словечко за словечком» (на формирование у детей интерес к словотворчеству); «Путешествие в страну Книг» (на формирование интереса детей в чтении художественной литературы);
Используя технологию проблемного обучения, я создаю проблемную ситуацию и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Я организую совместную образовательную деятельность, сопровождаю и помогаю ребёнку стать активным участником деятельности, что актуально в настоящее время и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Я не даю готовые знания детям, а подвожу их на получение этих знаний, с помощью проблемных вопросов: почему? зачем? А ты как думаешь?
Эти вопросы не только сложнее по синтаксичеcкой конструкции, но и по содержанию, так как требуют определенной мотивaции ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций - и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Логоритмика- это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Логоритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения на развитие мелкой моторики.
Известный педагог К. Ушинский говорил «Учите ребенка каким - нибудь неизвестным 5 словам - он будет долго и мучительно их запоминать, но скажите 20 таких, но с картинками, он усвоит их на лету».
Для развития духовно-нравственного воспитания детей, использую проектную образовательную деятельность, как свою педагогическую находку - это проект «Книжки – малышки».
Цель проекта:
• Формирование у детей интереса к книгам, любви к чтению.
• Познакомить детей со строением книги;
• Рассказать о значении книги в жизни человека; Напомнить жанры литературных произведений;
• Познакомить с работой художника-иллюстратора, и людей других профессий, работающих над созданием книги;
• Способствовать развитию творческих способностей детей;
• Формировать бережное отношение к книгам.
Книги охватывают следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования:
1. Социально - коммуникативное развитие: направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
2. Познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности в моделировании и конструировании; формирование представлений об объектах окружающего мира, об особенностях природы, временах года.
3. Речевое развитие - направлено на овладение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой.
4. Художественно - эстетически развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
5. Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Дидактическое пособие «Книжка – малышка» используется в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей. Вместе с детьми создавались книжки, как пособие по математическим задачкам и ознакомление с животным и растительным миром.
Дети самостоятельно с удовольствием делали книжки по своим интересам в творческом уголке.
Это пособие бесспорно может стать одним из дополнений в организации предметно - развивающей среды в детском саду. Ребятам очень пришлись по душе «Книжки -малышки».
В моей педагогической проектной деятельности приняли активное участие родители: итоговым результатом стала совместная творческая работа детей и их родителей - создание семейной «Книжки -малышки» своими руками, по темам: «Сочини сказку» и посвященной юбилею Н. Носова (115 лет со дня рождения писателя).
Создание книжек своим руками это еще и пособие для самовыражения дошкольников, получения ими личного опыта и передача своих впечатлений, эмоций. Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам, эти книжки заинтересовывают детей и знакомят с творчеством разных писателей.
Я считаю, что «Книжки – малышки» способствуют успешному развитию речи, творческому и креативному мышлению, могут дополнить н - развивающую среду в детском саду, а также ими могут пользоваться и другие специалисты детского сада.