Оксана Семенова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для каждого человека родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги, с родного уголка. Любовь к родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Исходя их выше сказанного, сейчас перед российским образованием стоит проблема патриотического воспитания. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проведя анализ философов и педагогов по вопросу сущности и структуры патриотизма, необходимо подчеркнуть, что патриотизм- это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Сущность патриотизма определяется отношением к родине (народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края) и отечеству (существующему общественному строю, социальной, политической, и культурной среде).
Чувство человека, по мнению С. Л. Рубенштейн, это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. На это же указывает и П. М. Якобсон. В своём исследовании он подчёркивает, что переживание является необходимым моментом в развитии чувства, однако предупреждает, что чувство одним переживанием, далеко не исчерпывается. Переживание-это лишь многократно возникающие состояние в процессе существования устойчивого чувства, особенностью которого является характер субъективного отношения личности к данным явлениям, получающего выражение в помыслах и действиях человека.
Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Многими психологами (А. Г. Ковалёвым, А. А. Люблинской, Т. Н. Репиной, П. М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками ситуациями. На это указывал и В. А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств…Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь»(10). Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В. А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно,чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему- основа нравственных чувств.
Отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Учёные отмечают взаимосвязь нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. П. М. Якобсон указывал, что то переживание эстетического чувства возникает в соответствии с содержанием тех сторон жизни, которые отражены в произведениях искусства, но явления жизни являются также предметом наших нравственных оценок и чувств, поэтому и наши эстетические чувства вступают в единство с нравственными чувствами.
В дошкольном детстве чувства проявляются в разнообразной деятельности. Одним из видов деятельности, в которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему, является творческая изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Отображая события и явления окружающего мира, ребёнок передаёт не только зрительные впечатления, но и то отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием социальной среды, воспитания. В этом смысле рисунок каждого ребёнка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки различных явлений и событий. Изображая те или иные события, ребёнок тем самым уже оценивает их как важные и неважные для него. Эмоциональное отношение к изображаемому событию передаётся ребё нком с помощью основных средств выразительности: композиции, цвета, линий. Всё красивое, хорошее, доброе прорисовывается ребёнком тщательно и подробно, изображается на переднем плане крупно, яркими красками.
Существенный вклад в исследовании проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесла Р. И. Жуковская. Она возглавила работу лаборатории по изучению данной проблемы при НИИ дошкольного воспитания, где под её руководством проводился целый ряд исследований.
Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далёком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.
В исследовании В. В. Канащенковой предлагается учитывать принцип учёта регионального компонента в подборе художественных произведений в подборе художественных произведений искусства, знакомить детей «с произведениями местных художников и поэтов, воспевающих красоту и колорит родного края»(2,с. 106).
Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определённых обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р. И. Жуковская, З. Г. Нечаева, Т. А. Маркова) гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.
Так, рассматривая методы направленные на формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок, В. Г. Нечаева и Т. А. Маркова предлагают наиболее эффективные следующие:
- беседы воспитателя на этические темы;
- чтение художественной литературы и пересказ;
- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач (7)
Изучением проблемы воспитания интереса к общественным явлениям и формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста занималисьН. Ф,Виноградова,С. А. Козлова,К. В. Назаренко,Н. Е. Никонова,Р. Ш. Халикова,И. Ч. Красовская и др.
Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л. Е. Никонова подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство-чувство патриотизма : интеллектуальный, эмоциональный и действенно - практический (6)
Интеллектуальный, или содержательный, компонент включает в себя овладение детьми доступным их возрасту объё мом представлений и понятий об окружающем мире:
-социальные знания (название города, его достопримечательности, название республики, знание её столицы, символов и др.) ;
-знания о жизни народа (труд людей своего края; особенности народного творчества и др.) ;
-природоведческие знания (особенности природы родного края; отношение люде к природе) ;
-исторические сведения (сведения из истории города, края).
Эмоциональный компонент пронизывает все другие компоненты качества и характеризуется переживанием ребёнком отношения к знаниям о родной стране.
Проявляется он в любви к родному городу, краю, стране, интерес к событиям, здесь происходящим, гордости за трудовые и боевые заслуги народа, восхищении природой родного края.
Важным является деятельностный компонент, включающий игровую, учебную, трудовую и изобразительную деятельность. Проявление патриотических чувств в изобразительной деятельности характеризуется умением использовать полученные знания в творческой деятельности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости и важности воспитания любви к родному городу (краю) у детей дошкольного возраста. Следует отметить, что в настоящее время федеральными образовательными структурами уделяется большое внимание программам патриотического воспитания и это однозначно указывает на важное место гражданско – патриотического воспитания в образовательной системе.
Литература
1. Виноградова Н. Ф. ,Козлова С. А. Наша Родина / Сост. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. - М. : Просвещение, 1984.
2. Канащенкова В. В. Художественное мышление и условия его развития в старшем дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -№2(5).-2011.-с. 104-107.
3. Ковалёв А. Г. Воспитание чувств. - М. :Педагогика, 1971
4. Козлова С. А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1980.-с. 45-74.
5. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в прцессе ознакомления с окружающим миром. Монография. /АПН СССР,НИИ дошк. воспитания. - М. : Педагогика,1988
6. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. -Минск,1991.
7. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. -М. : Просвещение,1984.
8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверова. -М. : Педагогика, 1986.
9. Рогачёв П. М. ,Свердлин М. А. Патриотизм-труд-творчество-М. :Знание,1980.
10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. -Киев:рад. школа,1980.-Т. 2-с. 159-443.
11. Якобсон П. М. Чувства. Их развитие и воспитание. -М. :Знание,1976.