Сучкова Лилия
Памятка для родителей «Главное — не опоздать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
Главное – не опоздать!
Все родители желают, чтобы их малыш родился здоровым, развивался в соответствии с возрастом, вовремя начал сидеть, ходить, а главное – говорить. Речь - это показатель умственного развития.
Как же на ранних этапах распознать, есть ли у ребенка риск отставания в речевом развитии?
Если в 2-2,5 месяца ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается, вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!».
Публикация «Памятка для родителей „Главное — не опоздать!“» размещена в разделах
В 3-5 месяцев ребенок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя. Это предпосылка речи, так и называется «гуление». И если ваш малыш «ворковал», «гулил» - это тоже хороший знак.
В 6-8 месяцев дети начинают неосознанно повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма. Этот период формирования речи называется «лепет». В этот период голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления. Они становятся активной формой общения ребенка с окружающими. Малыш использует их для выражения своих желаний, заставляя взрослых обратить на него внимание.
К 1 году «лепет» плавно переходит в отдельные слова, которые ребенок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, еще, пить. Вспомните, что умел говорить в 1 год ваш малыш?
К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном, это имена близких людей, названия предметов.
К 2 годам происходит словарный «взрыв», дети используют уже глаголы и прилагательные, т. е. называют действия и признаки предметов. Ребенок употребляет уже до 100 слов.
К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь. Ребенок может строить предложения из 2-3-х слов.
К 3 годам словарный запас составляет от 300 до 1000 слов. Ребенок использует предложения из 3-4 слов, называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых глаголов и предлогов.
А сейчас посмотрим таблицу и отметим, что и в каком возрасте умел делать и говорить ваш малыш. Каждую горизонтальную графу мы условно назовем возрастным периодом. Если какой-то период предпосылок или собственно речевого развития выпадает – поставьте прочерк.
Возраст Развитие речи в норме Мой малыш
2 мес Комплекс оживления, отдельные звуки, неопределенные по артикуляции
3-4 мес Гуление
6-8 мес Лепет
1 год Первые слова (5-10)
1 год 6 мес 20-50 слов
2 года До 100 слов, фраза из 2-х слов
2 года 6 мес Фраза из 2-4-х слов
3 года От 300 до 1000 слов, распространенные предложения
А теперь посмотрите: если ваш малыш отстает более, чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к учителю-логопеду. Логопед обследует вашего малыша, и вы вместе наметите план коррекционных мероприятий, которые помогут направить речевое развитие в нормальное русло.
Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…». И пропускают самое благодатное время для речевого развития. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».
Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к значительной задержке умственного развития.
Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Вот почему первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже.
Главное - не опоздать!