Елена Андронова
Памятка для педагогов «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы построения ППС:
1.Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка
Характеристика потребностей:
• Потребность в движении.
• Потребность в общении.
• Потребность в познании.
Среда группы (и детского сада в целом) должна эти потребности удовлетворять. Чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть.
Ведущий вид деятельности:
Младший дошкольный возраст - это развитие движений и речи.
Публикация «Памятка для педагогов „Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Старший дошкольный возраст совместная деятельность (т. к. дети предпочитают совместные игры).
Для активной деятельности детей подобрать предметы, игрушки, которые являются внешними раздражителями.
Виды центров:
• Центр сюжетно-ролевой игры;
• Центр грамотности, куда включается книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;
• Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
• Центр строительно-конструктивных игр;
• Центр математики (игротека);
• Центр искусств, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.
Физкультурно-оздоровительная мини-среда.
2. Принцип уважения к мнению ребенка
Окружающая (среда) обстановка должна быть комфортной, эстетичной, содержательной, оборудование должно быть расставлено удобно.
Учитывать мнение ребенка.
3.Принцип функциональности
В обстановке помещения находятся только те материалы, которое востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
Оборудование и материалы необходимо проанализировать с точки зрения привлекательности для детей и развивающего потенциала. Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональными, комбинаторны, вариативны. Например: «палочки Кьюзинера» можно использовать для развития у детей представлений о числах натурального ряда, для развития вычислительных умений, для развития пространственных ориентировок, для развития умения выявлять свойства, зависимости, закономерности.
4.Принцип опережающего характера содержания образования.
Кроме тех материалов, которые предназначены детям определенного возраста, надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов ориентированных на детей старшего возраста. Во-первых, дети различаются по уровню своего развития. Есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями.
Во-вторых, особенности поведения и деятельности ребенка с новым сложным материалом дают воспитателю замечательную возможность осуществлять мониторинг, а именно отмечать степень переноса детьми уже освоенной информации в новые незнакомые условия деятельности.
В-третьих, детское экспериментирование с новым более сложным игровым материалом открывает перспективу саморазвития, воспитывает стремление понять, узнать, разобраться в новом.
5.Принцип динамичности статичности среды.
Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Первоначальный период построения среды 2 месяца, а далее ее насыщение и реорганизация. Примерно 1 раз в 2 месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование.
В группе хорошо иметь крупный модульный материал (промышленного изготовления или коробки разного размера, с помощью которого пространство легко трансформируется.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.