Любовь Чекалова
Пальчиковое рисование как метод развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики— это естественный процесс, который берет свое начало еще в младенчестве. Сначала малыш осваивает простые хватательные движения, потом учится перекладывать предметы из рук в руки. Примерно к двухлетнему возрасту ребенок способен самостоятельно держать в руках карандаш, ручку и т. д., проявлять интерес к рисованию. Важно подкреплять интерес ребенка и удерживать его во время развития мелкой моторики, поэтому будет очень полезно использование нетрадиционных техник рисования. Они захватывают ребенка своими необычными способами изображения, и его уже не надо уговаривать позаниматься ни дома, ни в детском саду.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Безусловно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Пальчиковое рисование - это один из первых видов рисования, с которым можно познакомить ребенка уже с 6-8 месяцев. Пальчиковые краски абсолютно безвредны для здоровья и не токсичны. Они изготовлены на водной основе желеобразной консистенции, не растекаются и не капают, если перевернуть баночку. Пальчиковые краски медленно высыхают и легко смываются с рук. Испачканная пальчиковыми красками одежда легко отстирывается любым моющим средством и водой.
Техника рисование ладошкой и пальчиковое рисование предполагает, что ребенок опускает ладошку, пальчик в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. В технике рисование ладошкой хорошо получаются разные животные, птицы, рыбы, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу). С помощью пальчика можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях, дождь, снег и многое другое.
Польза от пальчикового рисования:
- Рисование пальчиками хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Благодаря тому, что в головном мозге центры отвечающие за движение и речь, расположены рядом, поэтому стимулируя центр отвечающий за движение, стимулирует и речевой центр.
- Рисование пальчиками развиваеттактильную чувствительность: при макании пальчика в краску и при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования, возникают новые ощущения для ребенка, ребенок учится осознавать свое тело.
- Рисуя пальчиками тренируется ловкость пальцев и кистей рук - это своего рода подготовительный этап к переходу к рисованию кистью. Раскрашивая пальчиком раскраски, малыш учится чувствовать границы.
- Развитие цвета восприятия - пальчиковые краски легко смешиваются, малыш учится получать различные оттенки.
- Пальчиковое рисование развивает воображение, образное мышление и творческие способности ребенка.
Для рисования пальцами рук можно использовать специальные пальчиковые краски, либо гуашь. Можно рисовать не только в традиционных альбомах, но и на большом листе ватмана или куске обоев. Обычно деткам очень нравится этот вид рисования, можно рисовать даже на старой белой простыне, затем стирать и снова на ней рисовать. Для развития творческих способностей малыша предоставьте ему возможность творить не только на рабочем столе, но и на полу – детям это очень нравится. Чтобы малыш не перепачкал весь дом и самого себя, краски лучше давать только на занятия, а потом убирать в недоступное место.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Умелыми пальцы станут не сразу, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача педагогов и родителей понять важность данной проблемы и вместе помогать развиваться ребенку в данном направлении.
Занятие пальчиковым рисованием – не просто забава для малыша. Это возможность научиться различать цвета, ориентироваться на листе бумаги, определять границы, величину и форму изображения, выполнять действия по заданию.
Этот вид творчества доступен совсем маленьким деткам, даже не умеющим самостоятельно ходить. Ребенок может развиваться, еще не умея держать в руках ручку или карандаш.
После продолжительного и непрерывного цикла занятий у детей отмечаются положительная динамика в:
- Улучшается сенсомоторное развитие, развивается мелкая моторика пальчиков. Это стимулирует интеллект и мышление, укрепляет память, ускоряет становление речи.
- В игровой форме ребенок познает мир, получает понятие цвета и формы, знакомится с окружающими предметами.
- Развивается тактильная чувствительность при прикосновении к гладкой или шершавой бумаге, краскам разной степени густоты.
- Ребенок учится логически мыслить, замечая связь между своими движениями и появлением рисунка на листе бумаги.
- Малыш получает положительные эмоции в ходе процесса рисования, испытывает восторг от того, что смог создать на листе бумаги нечто яркое и красочное.
Совместное творчество укрепляет родственные связи между ребенком и родителями, придает малышу чувство уверенности и защищенности, позволяет приучить непоседу к усидчивости.