татьяна шихматова
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. В программе «От рождения до школы» достаточно подробно раскрыто содержание образовательной области «Труд», которое направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям сельскохозяйственного труда. Знакомство детей с видами сельскохозяйственного труда, с тружениками села надо начинать с дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Так, в старших группах детского сада мы формируем первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Рассказы детям о профессиях работников сельского хозяйства, о возможности и значимости их труда; о том что для облегчения труда используется разнообразная техника. Формируем чувства благодарности к людям за их труд.
В городе сложнее провести наблюдение, допустим, на поле или на ферме. Однако и городским детям необходимо дать правильное представление о жизни и труде колхозников, воспитать у них интерес и уважение к людям сельской местности.
Воспитание у детей интереса к сельскохозяйственному труду во многом зависит от четного планирования воспитателем своей работы. Поэтому, составляя план ознакомления с сельскохозяйственным трудом, нужно стремиться использовать разнообразные формы работы с детьми, предусмотреть взаимосвязь экскурсий с другими видами организованной деятельности (рисование, лепка, конструирование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин, разучивание пословиц, поговорок, чтение художественных произведений и т. д.)
Необходимо шире использовать возможности дошкольного учреждения – использовать огород для воспитания у детей интереса к сельскохозяйственному труду, бережного отношения к хлебу. Выращивать на огороде лук, огурцы, чеснок, помидоры.
Осуществление поставленных задач во многом зависит от того, насколько тесно взаимосвязана деятельность семьи и детского сада. Поэтому в план необходимо включать консультации для родителей, совместный труд взрослых и детей и т. д.
В первую очередь необходимо расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов. Так, зимой можно провести экскурсию в поле. Обратить внимание детей на то, что поле покрыто снегом. Рассказать, что снег укрыл толстым слоем зеленые стебельки пшеницы ржи. Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле будет хорошо расти пшеница и рожь. После экскурсии предложить детям собрать крошки хлеба и покормить ими птиц. Объяснить, что хлеб нужно беречь, потому что его трудно выращивать.
Далее можно рассматривать картину И. Шишкина «Рожь», гербарии колосьев, занятие, например: «Как хлеб на стол пришел» и т. п.
Детям очень нравятся экскурсии, поэтому целесообразно проводить их в разное время года – для чего вспахивают землю весной; летом – рассматривать тоненькие стебельки пшеницы; осенью – уборку урожая. Итогом всей этой работы является экскурсия на хлебозавод.
В результате проделанной работы у старших дошкольников появляется интерес к сельскохозяйственному труду, возникают вопросы о техники труда колхозников. Появляются новые игры, детские рисунки отображают уборку урожая, работу пекарей, водителей и т. д.
Дети пытаются дать характеристику сельскохозяйственному труду, вспоминая свои ощущения, чувства, пережитые во время и после работы в огороде, наблюдения во время экскурсий. Проведя беседу с детьми о хлебе, цель которой – систематизировать их знания о процессах труда хлебороба
Так дети получают знания о последовательности выращивания хлеба, понимают, что труд хлебороба важен для всех людей, проявляют интерес к работникам сельского хозяйства.
Если систематично и последовательно проводить работу, то знания детей о сельскохозяйственном труде станет глубже.
Все это является основой воспитания у дошкольников бережного отношения к хлебу, чувства благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Предлагаем загадки и пословицы, которые помогут воспитателю в работе по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственным трудом.
Загадки:
За околицей станичной
Между рощей и рекой
Начинается пшеничный
Ярко-розовый прибой
(пшеничное поле)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном (колос)
Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна - в муку и тесто…
Вырос он под синим небом,
И пришел на стол он … (хлебом)
Едет конь стальной,
Рычит,
Сзади плуги волочит (трактор)
Какой конь землю пашет, а сено не есть? (трактор)
Он и черный, он и белый
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним (хлеб)
Пословицы и поговорки
Весенний день год кормит.
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Труд земледельца велик и почетен.
Знай секундам цену, минутам счет.
Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.
Растеряешь крохами – не соберешь ворохами.
Кто спит весною, плачет зимою.
Зернышко к зернышку – будет мешок.
Всякое семя знает свое время.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Нет хлеба, так нет и обеда.
Делу время - потехе час.
Литература:
1. Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию» - Спб: Детство –пресс, 2006.
2. Кломина Н. В., «Воспитание основ экологической культуры в д/с» - М: Сфера, 2005.
3. Николаева С. Н, «Методика экологического воспитания в д/с» - М. : Просвещение 2001.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика – Синтез, 2010.