Юлия Александровна Славнова
Открытое занятие по ФЭМП (средняя группа) «Путешествие в занимательную математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развивать логическое мышление мыслительных операций, речи, умение обосновывать правильность суждений, умение обобщать и классифицировать.
Закреплять понятия о геометрических фигурах (овале, квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике).
Учить сопоставлять цифры 1- 6 с количеством.
Закрепить умение определять свойства предметов с помощью символов.
Определять признаки и свойства предметов (форма, цвет, размер).
Совершенствовать навыки прямого и порядкового счета от 1 до 6.
Упражнять в индивидуальной работе по схемам.
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП (средняя группа) „Путешествие в занимательную математику“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Развивать пространственные представления (слева – справа, впереди – сзади, внизу – вверху, над, под).
Учить детей быть раскрепощенными и выполнять свободные танцевальные движения под музыку.
Продолжать формировать коммуникативные навыки, умение работать в парах, воспитывать добрые чувства и дружелюбие.
Материал к занятию.
Карточки с цифрами и количеством точек от 1до 6.
Карточки-паспорта со свойствами геометрических фигур (цвет, размер, форма) на каждого ребенка; карточки с изображением геометрической фигуры большого размера.
Знак вопроса большого размера.
Геометрические фигуры на стене.
Цифры от 1 до 6 на зеленых листах – кочках.
Схемы на каждого ребенка для построек из кубиков, счетных палочек и геометрических фигур.
Фланелеграф. Картинки для фланелеграфа: синий квадрат с окошками - дом, коричневый треугольник – крыша, липа, солнышко, 2 гриба (подосиновик, белый, облако, 3 кустика (большой, средний и маленький, грядка с репой, грядка с морковью, клумба с красными цветами, клумба с желтыми цветами, лавочка.
Ваза. С одной стороны в ней букет из цветов, а с другой - камыши.
Угощение – геометрические фигурки из моркови на подносе.
Картина дремучего леса. Игрушка «медведь».
Карточки-схемы «пляшущих человечков.
Аудиозапись.
Фланелеграф.
Ход занятия
1. Приветствие
Воспитатель.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
(Дети вместе с воспитателем)
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Добрый день!»
Всем говорим.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да.) Сегодня мы побываем в королевстве математики. А путешествовать лучше всего с другом.
2. Игра «Найди друга»
Тай, тай, налетай. (Дети ходят по кругу за воспитателем.)
Тай, тай, налетай. (Дети останавливаются.)
(Воспитатель раздает карточки с цифрами и точками.)
Приглашаю на игру, а названье не скажу.
Всех приглашаем, никого не обижаем!
Найдите себе пару по цифре и количеству точек.
Предлагает детям разбиться на пары, ориентируясь по цифре и количеству точек.
Воспитатель. Дети, у кого карточки с цифрами – встаньте справа, а с карточками с точками – слева.
Какая у тебя цифра? (4) А у друга, сколько точек на карточке? (Четыре.) И т. д. (Собираю все карточки.)
Раз вы нашли себе друга, то можно отправиться в путешествие. А отправимся мы в своё путешествие на ковре-самолете.
Вот ковер-самолет.
Он отправит нас в полет.
Вставайте за мной. (Дети «летят» за воспитателем.)
Мы летим над облаками,
Мы хватаем их руками,
Задеваем головой. Ой.
Чтобы мягко приземлиться,
Надо очень потрудиться.
Вжик – вжик – вжик. И стой!
3. Остановка «Загадка».
Воспитатель. Это наша первая остановка. А как вы думаете, как она называется? (Воспитатель переворачивает карточку со знаком «?».) (Загадка). А как вы догадались? (По знаку «?».) А вы любите загадки? (Да.) Тогда вы легко справитесь с этими заданиями. Слушайте внимательно. (Геометрические фигуры вывешиваются по мере их отгадывания.)
1. Нет углов у меня, и похож на блюдце я,
На тарелку, на блинок, а зовут меня (кружок)
Воспитатель. Ребята, назовите признаки круга. (Нет углов, нет сторон, он круглый.)
2. Три угла, три стороны, могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам. (Треугольник. Три угла, три стороны, три вершины.)
3. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой.
Только по две стороны одинаковой длины.
Без него не построить домик,
А зовут его (прямоугольник) (Четыре стороны, две противоположные стороны длинные, а две другие противоположны стороны короткие, четыре угла, четыре вершины.)
4. Нет углов у меня, и похож на дыню я.
Покатился б по дорожке, но неуклюжий я немножко. (Овал. Нет сторон, углов и приплюснут с двух сторон.)
5. Не овал я и не круг, треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат, а зовут меня (Квадрат. Четыре угла и четыре стороны одинаковой длины, четыре вершины.)
Воспитатель. Молодцы! Все загадки вы отгадали и нам можно продолжать наше путешествие. Но ребята мне, что-то хочет сказать ковер-самолет. (Прислушивается.) Ребята, наш коврик хочет быть таким же нарядным, как вы. Он стал старенький и рисунок на нем стерся. Давайте раскрасим его разноцветными геометрическими фигурами, но чтобы нам его сделать нарядным, нужно собрать много геометрических фигур.
4. Найди по «паспорту»
Воспитатель.
Ребята, вы знаете, что у каждой геометрической фигуры есть свой паспорт. Присаживайтесь на стульчики и возьмите паспорта геометрических фигур. (На стульях лежат карточки с паспортами геом. фигур.)
Внимательно рассмотрите их, и вы по очереди найдете каждый свою фигуру. (Дети рассказывают о геометрической фигуре по «паспорту» (размер, цвет, форма, находят её и украшают ковер по краю.)
Посмотрите, какой красивый ковер-самолет у нас получился. Ой, коврик опять мне, что-то хочет сказать. (Прислушивается.) Ребята, он говорит вам: «Большое спасибо!» и приглашает потанцевать.
5. Физминутка «Танцоры»
Воспитатель.
Мы танцоры! Вы готовы? (Да.)
(Дети под музыку танцуют. При остановке музыки, дети выполняют движения по схемам «пляшущих человечков» и замирают.)
Воспитатель. Размялись? (Да.) А нам пора путешествовать дальше.
Мы летим над облаками,
Мы хватаем их руками,
Задеваем головой. Ой.
Чтобы мягко приземлиться,
Надо очень потрудиться.
Вжик – вжик – вжик. И стой!
6. Остановка «Болото»
(На полу стоит ваза. С одной стороны в ней букет из цветов, а с другой - камыши.)
Воспитатель.
Ой, смотрите-ка, лужок.
Выйдем на него дружок.
Что за чудо, здесь болото.
Что же делать, как нам быть,
Как болото перейти? (Выкладываются карточки-кочки с цифрами от 1 до 6.)
Вот и кочки.
Чтобы нам не утонуть,
Нужно правильно шагнуть.
(Дети прыгают по кочкам последовательно от 1 до 6 и считают. Порядковый счет.)
Дети, но мы с вами попали в дремучий лес. Присаживайтесь на пенёчки.
7. «Строители»
Воспитатель. Кто это там появился и рычит? (Медведь.) Ребята, мы его потревожили и рассердили. Как бы он нас не съел. Что нам делать? А давайте, чтобы он не сердился, построим ему красивый домик с огородом и садиком. Достаньте картинки под стульчиками и внимательно слушайте рассказ. Как только вы услышите в рассказе про свою картинку, то сразу выходите и выставляйте её на нужное место. (Дети по рассказу воспитателя выставляют картинки на фланелеграфе.)
Мы поставим посередине квадратный синий домик с окошечком и коричневой треугольной крышей.
Слева от домика посадим березку.
Перед домиком поставим лавочку, чтобы мишка отдыхал.
Слева от лавочки мы поставим клумбу с желтыми цветами,
а справа от лавочки – клумбу с красными цветами.
Справа от березки вырос белый гриб,
а слева – подберезовик.
Справа от домика посадим мишке три куста малины – пусть полакомится.
Первый куст ближе к домику низенький,
второй – повыше,
а третий – самый высокий.
Перед кустами будет первая грядка с репкой,
а вторая – с морковкой.
Над домом плывет облачко.
А в верхнем правом углу светит солнышко.
А самое главное подарим мишке бочку с медом и поставим ее перед лавочкой.
Воспитатель. Вот мишка и повеселел. Что ты Миша мне хочешь сказать? (Шепчет на ушко.) Ребята, он отпускает нас домой и больше на нас не сердится. До свиданья, мишка!
Молодцы! Вы справились с этим трудным заданием, да и ковру-самолету пора возвращаться в его сказочную страну. Нам придется добираться до детского садика самим, а чтобы вернуться домой, вам нужно каждому самостоятельно выполнить задание.
9. Остановка «Строители»
Воспитатель. Ребята, пройдите к столам и займите любое место. Рассмотрите схемы ваших построек. Будьте внимательны и не торопитесь. Помните, что строить надо снизу вверх.
(Дети выполняют задания. На столах схемы построек из кубиков, счетных палочек и геометрических фигур. Самоконтроль и помощь другу.)
Воспитатель. Ребята, вы просто молодцы! Мы так с вами увлеклись путешествием, что даже и не заметили, как добрались до нашего детского сада. Садитесь на стульчики.
10. Заключение
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да.)
Давайте вспомним, с чего начиналось наше путешествие. (С загадок о геометрических фигурах. Показ.)
Какие геометрические фигуры мы знаем? (Круг, треугольник, прямоугольник, овал, квадрат.)
А какие три признака есть у каждой фигуры? (Цвет, размер, форма.)
Что необходимо знать, чтобы передвигаться по местности? (Направления.)
А какие направления знаете вы? (Слева – справа, сзади – впереди, внизу – вверху, над, под.)
А как надо строить? (Снизу – вверх.)
Воспитатель. Ребята, вы молодцы!
Ходила сказка у ворот,
Водила с нами хоровод.
И принесла на удивленье
Разное угощенье!
11. Сюрпризный момент «Угощение»
А теперь, после такого долгого путешествия не мешало бы и подкрепиться. Угощение наше необычное – это геометрические фигурки.
(Воспитатель на подносе раздает геометрические фигуры из моркови на палочках, а дети называют их и едят.) Вкусно? (Да.)
Воспитатель.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Дети.
«До свиданья!» - всем сказать.