Получи документы

Особенности представлений дошкольников о мире профессий

Елена Чужайкина
Особенности представлений дошкольников о мире профессий
▼ Скачать + Заказать документы

Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? У представителей всех профессий есть свои праздники, которые отмечаются людьми, любящими свое дело. И чем дольше человек отдает себя выбранной профессии, тем совершеннее он владеет ею.

Публикация «Особенности представлений дошкольников о мире профессий» размещена в разделах

Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста, как педагогическая проблема, в течение почти сорока лет была предметом исследований многих ученых: И. Д. Власовой, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковской, В. В. Кондратовой, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой, А. Ш. Шахмановой. Главную гипотезу данных исследований они определяли в том, что если ребенка дошкольного возраста ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, имитировать эту деятельность, то тем самым можно создать условия для эффективного формирования образа мира профессий в сознании ребенка.

Наряду с вышесказанным В. И. Логинова высказала свое мнение о том, что на основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии : няня вымыла посуду - посуда чистая, накрыла на стол к обеду – можно есть, т. е. няня заботиться о детях в отсутствии их родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто – заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

Чтобы формировать у детей представление о том, что такое профессия; поддерживать интерес к ним; способствовать самостоятельности мышления и выбора, воспитателю важно методически грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, как на занятиях, так и в повседневной жизни, используя наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, встречи с представителями разных профессий, игровую и изобразительную деятельность, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций и т. д.

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

В настоящее время дети мало проявляют интерес к миру взрослых. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей низкий. Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного. Родители не понимают важности формирования положительного отношения к труду взрослых, редко кто знакомит своих детей со своими профессиями. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях : эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и др. В настоящее время стали появляться отдельные публикации по ознакомлению детей с профессиями экологов, дизайнеров, все эти материалы разрознены и бессистемны.

На основе данных первичных представлений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид профессии взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Этот уровень умений доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии, что данная последовательность реализуется со 2-й младшей группы.

К настоящему времени в России известна предложенная Е. А. Климовым периодизация развития человека как представителя той или иной профессии. Согласно его теории ребенок в возрасте 3-8 лет через различные способы овладевает основными понятиями о профессии человека, а также впервые знакомится с конкретными профессиями (шофера, продавца, повара, учителя и т. д.).

Данная проблема рассматривалась и зарубежными педагогами- теоретиками: Т. Мор, Ф. Энгельс, Ф. Гальтон, К. Маркс. Их концепция заключалась в свободном развитии личности ребенка и реализации направлений по формированию представлений о трудовой деятельности человека: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации».

По мнению В. Н. Корень процесс формирования представлений о труде взрослых тесно связан с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка и представляет собой три стадии, переходящая из одной в другую.

Стадия, относящаяся к дошкольному возрасту была определена как «воображаемый период». В процессе данного периода педагог может руководить становлением способностей и интересов, оказывая ему помощь в познании реальной действительности, формировании профессиональных устремлений.

В контексте проблемы приобретения детьми системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов формирования представлений о людях разных профессий (С. П. Крядже, В. И. Логинова, Л. А. Маширина, Д. Б. Эльконин, В. Н. Парамзин). Они говорили о том, что ребенка необходимо нацеливать на овладение трудовыми процессами и ориентацию его в сфере будущей деятельности. Все это возможно при целесообразном использовании методов, средств, приёмов для ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых.

Т. В. Потапова обращала внимание, что содержание представлений о той или иной профессии доводится до сознания детей с помощью грамотного сочетания приёмов, которыми пользуется воспитатель для построение системы работы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью взрослого. Она считала наиболее доходчивыми и убедительными живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивают максимальную действенность приобретаемых представлений детьми. Наглядно воспринятое требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время проведения различных форм детской деятельности.

В младшем дошкольном возрасте характерен естественный интерес к деятельности взрослых.

Задача педагога помочь детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов. Дать представление о том, что вещи делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр, из разных материалов (лепка мисочки из глины, куличиков из песка, лодочек из бумаги, шитье одежды для кукол из ткани и т. д., разными инструментами (ножницы, иголки и пр.).

Представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду (мытье посуды, пола, вытирание пыли, смена постельного белья, подметание дорожек и т. д., во время наблюдения за трудом младшего воспитателя, дворника; понимание его направленности на заботу о детях и близким им людях. Побуждать к отражению полученных впечатлений в играх.

В среднем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом младшего воспитателя, прачки, повара, дворника и других сотрудников детского сада уделяется внимание формированию представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении (сервировка стола, мытье посуды, процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой комнате и на участке; стирка белья; приготовление пищи и т. д., о труде взрослых в ближайшем окружении (магазин, почта, работа пассажирского транспорта и пр.). Представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению).

Предметы бытовой техники, широко используемые дома и в детском саду (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.); значимость их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчение труда человека.

В старшем дошкольном возрасте формируются представления о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного (шитье одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и т. д.) и обслуживающего (медицина, торговля и пр.) труда, характерными для данной местности.

Представление о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, пилот, фермер, менеджер, рекламный агент и пр.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда; представление о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).

Отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр., о роли машин и механизмов в труде человека (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда).

Обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве ( швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; строительство: электросварщик, каменщик, маляр) и разных производствах (машиностроители – фермеры; фермеры – работники пищевой промышленности – продавцы и пр., где ярко выражен обмен результатами труда.

Общее представление о том, где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда. Материальное благополучие семьи, ее бюджет, основные доходы и расходы.

В современном мире для ознакомления детей дошкольного возраста, по моему мнению, очень хорошо использовать раннюю (детскую) профориентацию. Ее необходимо проводить заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Естественно, что результаты таких исследований могут быть использованы педагогами и родителями в дальнейшей работе с детьми.

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста : ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

В развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Разработчики программ дошкольного образования включают в различные разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

Существенный вклад в развитие понятия «ранняя профессиональная ориентация» внесла М. В. Антонова. Она обосновала раннюю профориентацию как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста.

В последние 15-20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются обязательная «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой) и вариативные программы – такие, как программа «Радуга», «Развитие», «Детство», «Паутинка», «Страна чудес».

Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе «Детство» и программе М. А. Васильевой.

Программа М. А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5-7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы М. А. Васильевой в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.

Более полно данное направление представлено в программе «Детство». В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Таким образом, исходя из сделанного вывода, я думаю, что на современном этапе в ДОУ необходимо создать систему по ознакомлению детей с трудом взрослых и включить туда многие современные профессии. При составлении такой системы, по моему мнению, нужно больше внимания отдать игровой деятельности, так, как всем известно, что дошкольник познает действительность в игре.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.

Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Публикации по теме:

Фотоотчет «В мире профессий» в старшей группеФотоотчет «В мире профессий» в старшей группе Была ли у вас мечта в детстве «Кем быть?» Думаю, она была у каждого ребёнка, периодически меняя в уме профессию от учителя до доктора….

Консультация «В мире профессий»Консультация «В мире профессий» Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность.

Фотоальбом «В мире профессий» для старшего дошкольного возрастаФотоальбом «В мире профессий» для старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 "Теремок" г. Ковров владимирская обл. Уважаемые.

Фотоотчёт «Ребенок в мире профессий»Фотоотчёт «Ребенок в мире профессий» Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых,.

Квест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возрастаКвест-игра «В мире профессий» для детей старшего дошкольного возраста Цель: • Закрепить знания детей о труде взрослых, профессиях. • Уточнить представление о наиболее доступных и необходимых для развития их.

Квест-игра для подготовительной группы «В мире профессий»Квест-игра для подготовительной группы «В мире профессий» Цель: Систематизация знаний детей о профессиях, о роли труда взрослых в обществе, активизация ролевого взаимодействия взрослых и детей.

Лэпбук «В мире профессий»Лэпбук «В мире профессий» Данный лэпбук был изготовлен с целью расширения представлений воспитанников о различных профессиях, орудиях труда, необходимых для работы,.

Лэпбук «В мире профессий»Лэпбук «В мире профессий» Лэпбук для дошкольников – пособие не только невероятно полезное и интересное, но и универсальное. С такой папкой ребенок может заниматься.

Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик»Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик» Паспорт проекта: Авторы проекта - старший воспитатель Халеева Оксана Ивановна и воспитатель Губина Ирина Николаевна. Тип проекта: познавательно.

Проектная деятельность «В мире профессий» с детьми младшей группыПроектная деятельность «В мире профессий» с детьми младшей группы Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности представлений дошкольников о мире профессий
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 11:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности представлений дошкольников о мире профессий» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чужайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД