Нина Ушакова
Особенности патриотического воспитания дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности патриотического воспитания дошкольников
О Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
В. А. Жуковский.
Специфика патриотического воспитания определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентаций, то есть эмоционально – чувственное, духовное отношение к миру и друг другу. При подготовке к такому занятию особенно важно яркое, эмоциональное изложение материала, образность, динамичность, чередование разнообразных методов и форм работы (неоценимую помощь здесь может оказать ТСО).
Публикация «Особенности патриотического воспитания дошкольников, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Актуальность проблемы воспитания человека – патриота определяются задачами, которые обозначены в правовых, нормативных документах «Об образовании»
- овладеть чувством ответственности за результаты своей деятельности, за судьбу страны, её международный престиж;
- способность противостоять насилию разного рода, принимать активное участие в обеспечении национальной безопасности и благосостояния своей Родины;
- овладением системой общечеловеческих и патриотических ценностей.
Патриотизм в сегодняшнем ДОУ – это воспитание в ребёнке нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастает» чувство ответственности, любви, интерес к стране, трудолюбие, желание доводить дело до конца; ощущение принадлежности своей земле, своему народу; чувство и сознание собственной востребованности и незаменимости в этой стране.
Главный мотив в патриотическом воспитании – воспитание в ребятах чувства ответственности. Оно – залог патриотизма. Ведь если понятие «патриотизм» разложить на составляющие, в нё м обнаружатся: эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, чувство ответственности, готовность работать, желание любую работу выполнять хорошо. Воспитание честности тоже закладывает основу для патриотизма. Считаю, что на патриотизм необходимо смотреть базисно, глубинно, точно определяя, из каких «ростков» он пробирается.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Большая работа по воспитанию у детей патриотических чувств ведётся в нашем дошкольном учреждении. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребёнок может и должен знать, в какой стране он живёт, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр диафильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример педагогов нашего коллектива и родителей. На детей сильное впечатление производят рассказы о героях Великой Отечественной войны и труда.
Педагоги должны знать, что в процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны. Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.
2. Задачи физического воспитания.
Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость, через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.
3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности.
4. Формирование бережного отношения к природе.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского точно отражают специфику и суть работы нашего педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и участие его в общественно – полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.
С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Из опыта работы и своих наблюдений можно дать ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотизм – это высшее социальное чувство. Грязная улица вызывает досаду, но не отвращение. Мы стремимся к тому, чтобы подобные явления вызывали у ребят желание исправить ситуацию. Акцент делаем на то, что это плохо, что не нужно так делать, что когда ты будешь взрослым, ты не должен подобного допускать.
В дошкольном возрасте важным для патриотического воспитания является воспитание в ребёнке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности. Если ребёнок ни к чему не привязан, то это будет здание на песке. Чувство привязанности необходимо начинать воспитывать с привязанности к дому, детскому саду, к любимому уголку, игрушке, воспитательнице. Чтобы были у малыша вещи, которые он любит, о которых вспоминает. Воспитание патриотизма начинается в первую очередь с создания для ребёнка тёплой, уютной атмосферы.
Реализуя программу национально-регионального компонента, дети также изучают исторические факты, события, отражающие национальный менталитет, специфику жизненного уклада и национальных особенностей в патриотическом аспекте. Давно известно, что память в корнях своего происхождения является свойством духовной стойкости. Исторические факты, события обогащаются былинами, сказками, что усиливает их личностную значимость.
Реализация системы патриотического воспитания.
Перечень документов, необходимые для работы по патриотическому воспитанию дошкольников :
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Закон «О днях воинской славы России»;
3. Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»;
4. Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
5. Закон «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
В работе с дошкольниками опираемся на :
Комплексную программу «Детство» (программа развития и воспитания детей в детском саду)
«Валдоня» (Светлячок) Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. учреждений РМ
Таким образом, в работе по патриотическому воспитанию дошкольников используем следующие методы:
1. Целевые прогулки и экскурсии;
2. Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь сельчан, изменения в облике села, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
4. Беседы с детьми о Саранске, о родном селе;
5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
7. Знакомство детей с народной декоративной росписью, с элементами мордовского орнамента;
8. Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
9. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);
10. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
11. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свое село и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания).
Формируя начала патриотических чувств у детей, важно воспитывать в них уважение к ветеранам войны и труда:
- проводим беседы о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны;
- рассказываем о детях - войны;
- устраиваем тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда, ветеранов России.
Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвящённый этой стороне нравственного воспитания. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания оказывает школьный музей патриотического воспитания. Материалы экспозиции музея, систематизированные и представлены для детей в доступной форме. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая даёт самый существенный результат в патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.
В музее ведётся работа старших дошкольников – экскурсоводов, которые самостоятельно проводят экскурсии для своих сверстников.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.
Героика – патриотическая тема была и остаётся всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Всё, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.
В нашем детском саду патриотическое воспитание находится в тесной взаимосвязи с трудовым, умственным, экологическим, эстетическим воспитанием.
Организуя праздники героика–патриотической тематики, мы одновременно и учим и воспитываем наших детей. Здесь они по настоящему играют в военных, маршируют, поют военные песни. На занятия в детский сад мы приглашаем в гости военных, ветеранов, где они рассказывают свои истории, показывают детям современное оружие и рассказывают о нём. Ко Дню Победы наши дети вместе с родителями и педагогами ходят на факельное шествие, устраиваем настоящий военный парад, куда приглашаем ветеранов ВОВ, воинов – афганцев. Наши дети выступают на памятнике погибшим воинам, поздравляют всех ветеранов. Проведение патриотических праздников в ДОУ – это хорошая, добрая традиция. Такие мероприятия мы снимаем на видео, оформляем фотоматериалы для выставок, чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления детей, помочь им ещё раз ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям страны.
Планирование работы по патриотическому воспитанию в старших группах
Месяц Тема занятий Задачи
Сентябрь «Школьный музей нашего села»
Совместная работа со школой по созданию мини-музея в детском саду Дать знания о музее родного села и экспозициях, выставленных в них.
Октябрь «Россия на шаре земном»
«Герб и гимн республики Мордовия»
«Наш славный район и наше село»
Выставка совместных работ детей и родителей по теме: «Наше село» Расширение представлений о нашей Родине, её месте на планете Земля. Дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба, его назначения. Уточнить знания детей о районе, селе в котором они живут; дать знания о достопримечательностях района и села.
Ноябрь «Наш волшебный сундучок»
«Мордовский костюм» (элементы мордовского орнамента) Формировать интерес к русскому прикладному искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. Дать детям представление о мордовском костюме, его особенностях.
Декабрь «Их помнит Россия, их помнит наше село» (герои Советского Союза - Годунов И. Г., Дерябин А. Н. ; награжденный посмертно орденом «Мужества» на территории Чеченской Республики – Карнишин В. С.) Знакомить людей с жизнью людей прославивших нашу землю.
Январь «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» (обряды и обычаи) Пробуждать интерес детей к русско-народному костюму, познакомить с обычаями встречи праздников.
Февраль «Будем в Армии служить»
«Защитникам Родины славу поём!» Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам-защитникам Отечества. Формировать интерес к различным родам войск; дать детям знания о Российской Армии.
Март «Музеи родного города»
Экскурсия к Собору Ф. Ушакова.
«Творчество Д. С. Эрьзи» Продолжать знакомить детей с достопримечательностями г. Саранска. Познакомить с творчеством мордовского скульптора Д. С. Эрьзя.
Апрель «Покорение космоса»(наш знаменитый Ю. Гагарин)
«Всероссийский субботник» (сделай наше село краше) Продолжать прививать детям любовь к Родине. Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.
Май «Они сражались за Родину»(встреча с ветеранами ВОВ, совместное чаепитие с концертом и подарками от детей)
«Экскурсия к вечному огню»
«Праздник Победы»
Продолжать прививать детям патриотические чувства к Родине. Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и её защитникам. Расширять знания о подвигах воинов и юных героев в годы Великой Отечественной войны. Уметь слушать фронтовые песни, смотреть фильмы.