Вера Семенова
Особенности логопедической работы с обучающимися с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь много лет с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я выделила следующие особенности логопедической работы с детьми данной категории.
1. В силу того, что нарушения речи у детей с ОВЗ носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми общеобразовательных школ. Это касается развития всех сторон речи.
2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. А также обогащения словарного запаса, уточнения различных понятий.
3. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи - планирование работы составляется таким образом, чтобы коррекция осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задания на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
4. При формировании речевых умений необходимо реализовывать принцип поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гольперин, Д. Б. Эльконин).
5. При коррекционной работе важно использовать максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения). А также включать в занятие разнообразные виды наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
6. Не смотря на то, что у детей с ОВЗ есть общие признаки недоразвития речи, каждый ребенок особенен. Из этого следует, что необходимо учитывать дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
7. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, необходимо включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий (пальчиковые игры, игры малой подвижности с музыкой и без нее)
8. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
9. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Следует помнить, что в зависимости от тяжести нарушения, разные дети могут выполнять одно и то же задание по-разному, и за разное количество времени.
10. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Конечно, работая с детьми данной категории, педагог испытывает определенные трудности, однако видя результат, которого достигают ребята, понимаешь, что все усилия не напрасны.