Оксана Аникеева
Ориентировка на себе для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пространственная ориентировка— это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них
(Сверлов В. С.).
В младшем дошкольном возрасте идет формирование у детей четких представлений о своем теле и его симметричности.
Детей учат различать парно противоположные стороны своего тела.
Публикация «Ориентировка на себе для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Создают представления о пространственном расположении частей тела. На этом этапе дети приобретают навыки практической ориентировки на себе (на своем теле). Формируется целостное представление о схеме своего тела.
Для формирования знаний о своем теле можно использовать короткие логоритмические упражнения. Например:
Я в ладоши хлопаю. Хлоп-хлоп.
И ногами топаю. Топ-топ.
Головкой покиваю. Так-так.
Ручки разотру, тепло сохраню.
(с начала все начну.)
Очень сложен человек:
Двое глаз и двое век.
И – внимательно смотри! –
Уха два и две ноздри.
А вот пальчиков – по пять,
Чтобы ими все держать.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени. Есть спина,
Но она всего одна
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови. Скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки. Нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот, что знаем мы с тобой!
Игры на ориентацию на себе :
вариант I
Тактильно-кинестетическое восприятие и схема тела «Угадай часть тела и запомни ее название». Ребенок закрывает глаза. Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите ит. д.) докакой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок.
вариант II
Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела содной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения были задействованы все части тела, включая лицо, пальцы рук и ног, спину итд.
вариант III
«Угадай часть тела и назови»
Взрослый касается двух точек на теле ребенка сначала последовательно, затемодновременно. Задача ребенка — почувствовать, запомнить и показать обе точки.
«Скульптор»
Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почувствовать ее, запомнить и воспроизвести.
«Повтори позу»
Ребенок повторяет за вами позу (затем несколько поз, в создании которой участвует все тело.