Светлана Курдова
Организация предметно-развивающей среды как средства мотивирования детей на активную познавательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды как средства мотивирования детей на активную познавательную деятельность
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Одной из форм организации обучения в ДОУ является совместная образовательная деятельность, подразумевающая активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определённой информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, предполагающая так называемые свободный «вход» и «выход» детей. Уважая ребёнка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения к другим участникам этого дела.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды как средства мотивирования детей на активную познавательную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Для успешной реализации образовательных задач нужно привлечь внимание детей : это может быть какая-то ситуация, которая отвлечёт детей от игры и заставит его обратить внимание на воспитателя.
В опыте педагогов существуют следующие приемы:
- приход сказочного персонажа,
- письмо из волшебной страны и т. д.
Методика работы педагога с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, эстетическом наслаждении, желании сравнивать, экспериментировать, моделировать. Эффективной может быть деятельность, только если она заинтересует детей, вызовет у них желание присоединиться. То есть создать необходимую мотивацию.
Выделяют следующие типы мотивации :
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Задача педагога так построить ОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью. Предметно-развивающая среда в данном случае должна побуждать к фантазии и воображению, для того, чтобы ребенок придал игрушке человеческие черты
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Например: ОД аппликация, конструирование, рисование. «К нам на занятия пришла кукла, давайте расскажем ей стихотворение. Кошечка хочет молоко, давайте вылепим для нее мисочку. Построим матрешке домик. Нарисуем коврик для собачки и т. д.»
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам, Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
- Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
Например 1 мл :
-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Попробуйте сформулировать вопрос для подготовительной
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Пятый тип мотивации – «соревнования» Образовательную деятельность можно провести, разделив детей на команды в форме соревнования. Детям нравятся игры КВН, викторины, они вызывают у них чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению интереса. Игровые ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятельности по ФЭМП. Игры «Поле чудес», КВН, викторины, игра «Путаница», «Лови ошибку».
Шестой тип – «Любопытство». Познавательный интерес ребёнка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснить непонятное. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы. Предметно-развивающая среда в данном случае должна стимулировать познавательную активность детей, любознательность, стремление найти ответ на какой-либо вопрос. Для активизации любопытства детей можно использовать различные ребусы, загадки, Коробочку сюрпризов, которая появляется в группе время от времени, каждый раз в ней находится какая – то тайна, которую детям предстоит разгадать. Могут появляться зашифрованные послания, какие-то детали, которые тянут за собой цепь волнующих открытий. Хорошо подходят алгоритмы и модели по которым нужно определить сам объект или деятельность.
Во всех предложенных видах мотивации организатором выступает взрослый.
А можно ли привлечь внимание детей, разбудить их познавательный интерес, находясь как-бы на «вторых ролях».
Решая эту проблему, в свете современных тенденций в образовании Мы обратились к проблеме организации предметно-развивающей среды как к средству мотивирования детей на активную познавательно-исследовательскую деятельность.
Таким образом, предметно-развивающая среда может присутствовать в деятельности детей как носитель информации, и как и мотиватор. Информационная составляющая предметно-развивающей среды очень хорошо представлена в детском саду и активно используется педагогами. Это наглядные пособия, предметные картинки, сюжетные картинки и т. д. А предметно-развивающая среда как мотиватор требует творческого подхода со стороны воспитателя.