Тамара Жабко
Опытно-исследовательская деятельность «Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах снега и льда;
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лёд в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд;
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность „Тайны снега и льда“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём;
- обогащать словарный запас детей (опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный).
Развивающие:
- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- развивать связную речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
- воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Оборудование и материалы: ёмкости со льдом и снегом, мисочки, по два пустых стакана, по одной ложке (пластмассовые, по две цветных полоски, по две снежинки на каждого ребёнка; посылка, игрушка Снеговичок, снеговички-фишки.
Ход.
Воспитатель. Ребята, вы не заметили изменений в нашей группе?
Дети. У нас Снеговичок!
Воспитатель. Да ещё и с подарками. Снеговичок, что интересного хочешь нам сообщить?
Снеговичок. Я узнал, что есть группа «Росинка» в детском саду «Северное сияние», а в ней живут добрые, весёлые и умные дети. Я захотел их увидеть.
Воспитатель. Ну что ж, покажем Снеговичку, какие мы добрые, весёлые и умные. Сегодня дети, которые будут отвечать на вопросы, получат вот таких весёлых снеговичков.
Ребята, а когда лепят снеговиков? (Зимой.) А вы любите зиму? За что вы любите зиму? (Ответы детей).
А теперь послушайте загадку.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег).
Что такое снег? Каким он бывает? (Ответы детей). Что такое снежинки, откуда они берутся (Подвести детей к ответу, что снег- это замёрзшая вода). Даже в загадке говорится: «Станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? (Он тает от тепла рук.)
Физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем. Возьмите снежинки. Вправо-влево повернитесь и в снежинку превратитесь! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Дети выполняют движения под музыку.)
Как замечательно вы изобразили снег! (Раздаётся стук в дверь, принесли посылку.)
Воспитатель. Ребята, это же посылка от Деда Мороза! Да ещё и с письмом! (Читает письмо.)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я отправил вам посылку с бусами, чтобы вы украсили свою новогоднюю ёлку. Каждую бусинку я спрятал в льдинку. А уж как достать бусинки из льдинок – догадайтесь сами. До свидания! Встретимся на новогоднем празднике. Ваш Дед Мороз».
Ребята, а что такое лёд? (Замёрзшая вода.) Как же нам достать бусы из льдинок? ( Предложения детей:
-погреть в руках, они тёплые, лёд и растает;
-отогреть в варежках;
-положить на батарею;
-положить в тёплую воду;
-просто подождать – в группе тепло.)
Воспитатель. Вы выдвинули много интересных версий. Давайте выберём только три и проверим их с помощью опытов. И мы узнаем, чем похожи между собой лёд и снег, и чем они отличаются.
Опыт №1 : «Воздействие температуры».
Воспитатель. Вы утверждаете, что снег и лёд – это замёрзшая вода. Тогда проведём эксперимент. Положите в один стаканчик снег, а в другой – льдинку с бусинкой. Посмотрите на ладошки. Какие они? (Мокрые.) Почему? (Снег и лёд начали таять от тепла рук.) Два стаканчика со снегом и льдом дети ставят на батарею. В другие два стаканчика со снегом и льдинкой воспитатель наливает горячую воду. Вывод говорят дети. (Быстрее всего бусинки освободила горячая вода.)
Опыт №2 : «Определение качеств снега и льда».
Воспитатель. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он. (Холодный, твёрдый, тяжёлый.) Возьмите в руки снег – какой он? (Ответы детей.)
Вывод говорят дети. (Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий и мягкий, а лёд тяжёлый и твёрдый.)
Опыт №3 : «Определение прозрачности».
Воспитатель. Положите на цветную полоску кусочек льда и комочек снега. Давайте сравним, где видно цветную полоску, а где – нет. Вывод говорят дети.
(Под снегом не видно, а подо льдом видно. Значит снег непрозрачный, а лёд прозрачный.)
Теперь давайте поиграем с пальчиками, чтобы они согрелись.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и средним пальцами.
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями. Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Правой ладошкой проводим по левой и наоборот.
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной,
то другой.
Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, ладошки под
щёки.
Воспитатель. Ребята, загляните в свои стаканчики и в стаканчики на отопительной батарее. Что вы видите? (Ответы детей.)
Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лёд – это замёрзшая вода.
Рефлексия.
Вопросы к детям:
- Вам понравилась опытно – исследовательская деятельность? Что вы сегодня делали?
- Что общего между снегом и льдом? Чем они отличаются?
- В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную, во время снегопада.)
- В какую погоду снег липкий, тяжёлый, сырой? (Во время оттепели.)
А теперь Снеговичок хочет задать вам вопросы.
- Снег мягкий, а лёд (твёрдый).
- Снег белый, а лёд (прозрачный,бесцветный).
- Снег лёгкий, а лёд (тяжёлый).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Спасибо! (раздаёт подарки от Снеговичка).