Кристина Моргун
Опыт работы «Взаимодействие с тревожными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1 Информация об опыте, его актуальность…. 3
2. Технология опыта….…. 6
3. Эффективность опыта…. …. ….…. 16
4. Библиографический список…. 17
5. Приложения к опыту :
Приложение№1
Конспект занятия с тревожными детьми …. 18
Приложение № 2
Рекомендации по работе с тревожными детьми для воспитателей ….….…. 20
Приложение№3
Рекомендации для родителей тревожных детей …. …. 21 Приложение№4
Анкета по выявлению тревожного ребенка. ….23 Приложение№5
Публикация «Опыт работы „Взаимодействие с тревожными детьми“» размещена в разделах
Примеры игр, в которые можно играть с тревожными детьми. …24
Приложение №6
Как помочь ребенку преодолеть тревожность …. 26
2. Технология опыта.
В последнее время в «Детский сад общеразвивающего вида № 166» Карасунского округа города Краснодара увеличился процент воспитанников дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности. Поэтому проблема взаимодействия, создание положительного внутреннего микроклимата в группе сверстников, изменение личностных установок, формирование саморегулятивных и коммуникативных навыков на сегодняшний день остаются актуальными задачами моей работы. Высокий уровень тревожности у детей дошкольного возраста в большинстве случаев проявляется в ситуациях «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый» (тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена). В повседневной жизни это выражается в трудности вхождения ребёнка в контакт, как с ровесниками, так и с чужими взрослыми (педагоги, воспитатели группы и т. д.); в боязни новых помещений и новых социальных ситуаций.
Для выявления тревожности у детей мною проводилась диагностика по тесту Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. А также было проведено анкетирование воспитателей и родителей.
В целях снятия тревожности как качества личности, снижения эмоционального и телесного напряжения, мной была разработана программа «Я и мой мир».
Основная цель программы: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи:
- Создать условия для преодоления зажатости и безынициативности.
- Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.
- Создавать условия для принятия самостоятельных решений, для формирования внутренней позиции.
Адресат: дети 4-7 лет показавшие высокий уровень тревожности.
Этапы осуществления программы:
- Проведение диагностики уровня тревожности в возрастных группах (4-7 лет) учреждения. На первом этапе диагностика необходима как способ выявления детей с высоким уровнем тревожности.
- Результаты диагностики доводятся до сведения педагогов, работающих с детьми этого возраста, с целью разработки плана совместных действий по осуществлению коррекционных занятий. Воспитателям, педагогам, родителям выдаются рекомендации.
- Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики; рекомендации по проблеме.
- Формирование групп для проведения занятий по программе.
- Проведение занятий.
- Повторная психологическая диагностика детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий.
- Консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики.
Предполагаемый результат: снижение уровня тревожности у детей.
Структура программы: программа состоит из 15 занятий.
Занятия проводятся два раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут.
Количество человек в группе 3-4 человека.
Структура занятий:
Каждое занятие имеет самостоятельную основу и при необходимости может повторяться, что в целом способствует более успешному усвоению материала.
Предлагаемые в программе занятия состоят из трё х частей:
Вводная часть:
Включает в себя ритуал приветствия и разминку (игры на расслабление и дыхание, что позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Настраивает на продуктивную групповую деятельность.
Ритуал приветствия на всех занятиях один и тот же, а разминка включает в себя такие игры: «Воздушный шарик», «Насос и мяч», «Театр масок», «Сосулька» и т. п.
Основная часть.
Состоит из 2 упражнений. Позволяет повысить самооценку, значимость у ребенка, развивать способность самостоятельно решать проблемные ситуации через придумывание окончания в игровых историях.
Здесь используются сказки, конец которых дети должны придумать сами: «Рыбаки», «Два брата», «Злая фея». А также используются игры на развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки и значимости ребенка: «Я очень хороший», «Ладошки», «Красивое имя», «Сиамские близнецы».
Заключительная часть:
Включает в себя рефлексию (рисунки, беседы - понравилось – не понравилось и почему; почему это важно, зачем мы это делали) и ритуал прощания.
Методы: Поскольку игра является ведущей деятельностью ребёнка, при реализации поставленных задач программы, предпочтение отдаётся игровым методам. Так же на занятие используются методы:
- арт-терапии, позволяющий раскрыть творческий потенциал ребёнка, помочь открыть его скрытые резервы, найти оптимальные способы решения проблемы;
- сказкотерапия, используя сказочную форму, совершенствовать взаимодействие с окружающим миром;
- куклотерапия;
- психогимнастика, позволяющей детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения;
- релаксация, для снятия эмоционального и телесного напряжения.