Ирина Николаевна Зенина
Опыт работы «Родительский фактор в приобщении дошкольников к театрализованной деятельности с использованием ЦОР» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество стремится повысить интеллектуальные способности детей, используя при этом компьютерные и электронные игры, уводя этим детей от многих традиционных игр. Исходя из этого, появляется одна из актуальных задач, которая заключается в том, что дошколята не доигрывают в коллективе, реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость.
Публикация «Опыт работы „Родительский фактор в приобщении дошкольников к театрализованной деятельности с использованием ЦОР“ (часть I)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Другая важная проблема психологическая адаптация ребенка к школьному обучению. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, обучения коммуникабельности и многому другому, это путь через игру. Самое необходимое для развития личности ребенка. может дать театрализованная деятельность.
Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способность к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление, речь, познавательный интерес, а главное - раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Основную роль в решении актуальных задач этой темы уделяю взаимодействию и сотрудничеству семьи и дошкольного учреждения в открытой форме общения.
Пользуясь своим опытом, считаю необходимым в сотворчестве с родителями сделать жизнь дошколят интересной, содержательной радостью творчества, в этом без сомнения актуальна выбранная мной тема.
Изучив необходимое количество методической литературы считаю, самой доступной инновационную программу Т. И. Петровой «Театрализованные игры в детском саду», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» технологии Ю. В. Великодневой «Организация театрализованной деятельности в детском саду».
Разработав из личного опыта серии занятий, игр, развлечений, план-проект работы с родителями, поставила следующие задачи и цели.
Цель: Активизировать педагогический потенциал родителей в приобщении дошкольников к театрализованной деятельности.
Задачи: - Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;
– развивать психические процессы детей;
– учить умению передавать образ мимикой, позой, жестами, интонацией голоса;
– развивать моторику рук и координацию движений;
– развивать творческую самостоятельность детей;
– формирование духовной, свободно-ориентированной личности способной к творческой деятельности в коллективе.
Именно через театрализованную деятельность активизирую мышление ребенка, тренирую память и образное восприятие, развиваю воображение и фантазию, совершенствую речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии-через образы, краски, звуки, музыку и умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Театральные занятия включены в общий педагогический прогресс воспитательной работы. Успешность и результативность, зависит прежде всего от сотрудничества с музыкальным руководителем.
В создании декораций, костюмов, сочинений собственных сказок по рисункам, билетов, оформлений приглашений большую роль играет художественно-изобразительная деятельность.
Кроме того, театральные игры с успехом использую на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических.
Помимо систематических занятий, основанных на играх, упражнениях, этюдах разделов программ совместно с родителями, детьми провожу открытые мероприятия.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Основная роль в воспитании детей принадлежит семье. Часто из-за отсутствия педагогических знаний родители не в силах, справиться с теми трудностями, которые встречаются на каждом возрастном этапе. Для выработки целостного единого подхода к ребенку, изучила семью, где воспитывается ребенок, ее быт, интересы, возможности, взаимоотношения.
Найти ключик к каждому родителю, вызвать у родителей доверие в этом помогают традиционные формы: беседы, анкетирование, визит домой, дни открытых дверей, совместные праздники, развлечения, собрания, консультации, лекции. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей «театральные гостиные», практикумы по изготовлению персонажей кукольного театра, пропаганда семейного опыта, фотовыставки, совместная досуговая деятельность, театральная студия «Мамина сказка».
Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщаться к делам детского сада, встречали доброе отношение воспитателей.
Во время проведения родительских собраний, использую театрально-игровые методы и приемы : экскурсии по сказкам, этюды, упражнения, пальчиковая гимнастика, озвучивание сказки подручными шумовыми средствами, создание театрального персонажа для домашнего кукольного театра. Показ детьми драматизации сказок «Репка» в стихотворной форме, «Заюшкина избушка», «Мишка и его друзья», «Волшебный цветок», заинтересованные родители с успехом и большим увлечением продемонстрировали свои умения в кукольном театре, показав сказку «Колобок-наоборот».
На день семьи дети получили задание, дома с родителями нарисовать рисунок на тему «Моя дружная семья», на собрании, которое проходило совместно с детьми, каждая семья рассказывала о своем рисунке, затем с помощью кукольных персонажей разыгрывались домашние ситуации в воспитании детей. Получилось, что рисунок показатель взаимоотношений в семье. Разбирая различные ситуации, кукольные персонажи способствуют доброжелательной, непринужденной игровой обстановке, сближают в общении детей-родителей-педагогов. Игровая технология взаимодействия родителей и детей в различных видах деятельности (рисовании, лепке, спортивных играх и др.) театрализованная деятельность способствует сближению и приобретению опыта партнерских отношений.
Создавая домашний кукольный театр, родители поняли, что этим они помогли детям справиться с темами таких программ как: окружающий мир, художественной литературой, развитием речи, математикой, конструированием и т. д.
Выяснив с родителями актуальность задач, разработала план взаимодействия детского сада и семьи. Создаю условия для самостоятельной деятельности детей, в детском саду -развивающая среда, дома-персонажи кукольного театра.
Дошкольный возраст-это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности ребенка. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход к ребенку в детском саду и семье.
В ходе занятий использую минутки шалости, имитационные движения, пальчиковую гимнастику, постановка и разрешение проблемных ситуаций с помощью различных видов кукольного театра, моделирования сказок, демонстрационного материала с элементами театрализованной деятельности, картотекой на этюды, упражнения и игры. Они стимулируют активность детей, создают положительный, эмоциональный настрой. Имитация веселых стихов и считалочек имеет значения при снятии напряжения, застенчивости, скованности, способствует переключению на другой вид деятельности.
Для целесообразного решения задач необходимо поэтапное применение методов и приемов. На первом этапе: к концу II младшей группы дети научились играть в пальчиковый театр, кукловождению настольного театра, драматизации сказок, играть с куклой-Петрушкой, составлять небольшие диалоги, инсценировать стихи и сказки, сопровождать движения кукол простой песенкой, появилось желание выступать перед родителями и зрителями.
Следующий этап: этюды, упражнения, игры, которые использую и усложняю в каждой группе. С помощью этюдов и упражнений развивается внимание, память, выразительность жестов, эмоций, замкнутые дети раскрепощаются.
В средней группе детей знакомлю с ширмой, теневым театром, театром из бросового и природного материала, разыгрываем простейшие сюжеты знакомых сказок с элементами костюмов, декораций, участвуют в инсценировках, учу подбирать движения, мимику, жесты каждому герою, дети пробуют себя во всех ролях.
В старшей группе продолжаю и усложняю работу, которая начата в младшей и средней группах. В некоторых сказках появились пляски под музыкальное и шумовое сопровождение. В приеме нововведения использовала зеркало, что помогло детям найти нужное движение, осмысленную роль.