Папки-передвижки

Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»

Галина Носова
Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Центр образования» городского округа Чапаевск Самарской области

структурное подразделение, реализующее

общеобразовательные программы дошкольного образования

Опыт работы на тему :

«Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: Носова

Галина Александровна

воспитатель

Публикация «Опыт работы „Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

ГБОУ СОШ «Центр образования»

СП г. о. Чапаевск

2014 г.

Оглавление

I. Вводная часть

1. Актуальность опыта работы (описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)

2. Цель и задачи опыта работы

3. Ожидаемые результаты

II. Основная часть

1. Теоретическое описание опыта работы

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок опыта работы

2.2. Контрольно-оценочный блок опыта работы

III. Заключение

1. Выводы по опыту работы

IV. Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные)

I. Вводная часть

1. Актуальность работы :

«…ребёнок в игре получает первую, совершенно

специфическую подготовку к жизни…

В игре проявляются и удовлетворяются

социальные потребности и интересы ребёнка,

проявляясь, они вместе с тем и формируются»

С. Л. Рубинштейн

Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования Л. С. Выготского, 1966; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожца, 1966; А. Н. Леонтьева, 1983; Л. С. Славиной, 1948; Ф. И. Фрадкиной, 1966; Д. Б. Эльконина, 1978, игровые умения развиваются именно в сюжетно-ролевой игре дошкольника.

Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка. Она играет огромную роль в становлении и развитии личности на самых ранних этапах формирования личности, так как является ведущим видом деятельности в этот период. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Основная проблема, рассматриваемая в работе : в какой мере игровые технологии способствуют развитию игровых умений у младших дошкольников.

Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования имеет в своей структуре сюжетно-ролевую игру, которая охватывает следующие ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

2. Цель и задачи опыта работы

Цель: изучение влияния игровых технологий на развитие игровых умений у младших дошкольников.

Объектом изучения выступает игровое умение младших дошкольников.

Предмет: игровые технологии как средство развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию игровых умений у младших дошкольников.

2) Раскрыть особенности и своеобразие игровых умений в процессе сюжетно - ролевой игры дошкольника.

3) Подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития игровых умений младших дошкольников.

3. Ожидаемые результаты по опыту работы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (по ФГОС ДО) :

- ребёнок овладевает игровыми умениями действия с предметами, взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- ребёнок становится самостоятельным, регулирует собственные действия;

- у ребёнка развивается социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками;

- у ребёнка развивается любознательность и познавательная мотивация, воображение и творческая активность;

- ребёнок овладевает речью как средством общения и культуры, обогащается его активный словарь, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.

II. Основная часть

1. Теоретическое описание опыта работы

Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем подражания тем взрослым, старшим или сверстникам, образы которых сохранились в его опыте. Однако ребёнок подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Мотивом, побуждающим ребёнка к игровой деятельности, является внутренняя потребность ребёнка в активном участии в жизни взрослого.

Новизна и теоретическая значимость работы заключается в разработке комплекса методов и приёмов по формированию игровых умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих умений ребёнка без использования методов принуждения и важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников, путем действия с игрушками-предметами, создания игровых ситуаций, использования дидактических игр, взаимодействия со сверстниками.

В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е. И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.

В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. В дидактической игре типа «Оденем куклу Таню», «У куклы Тани день рождения», «Уложим куклу Таню спать» и др., драматизируются в лицах знакомые детям потешки, прибаутки; используются игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаются игровые ситуации, которые наталкивают ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столом сервированным к чаю и т. д.)

Чрезвычайно эффективен приём совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками, с предметами-заместителями. В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. Вначале он проявляется в отношении к игрушке. Так, у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля — два шофёра. И мамы, и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникает ссора — каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так, что, одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребёнок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, нужно увлечь их совместными действиями с игрушкой. С возрастом у ребенка появляется стремление подражать и игровым действиям сверстника и желание выполнять ту же роль. Достаточное количество однотипных игрушек даёт возможность детям играть "рядом". В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни в коллективе.

Исполняя вместе с ребёнком главную роль, прежде всего, нужно стремится поддержать интерес ребёнка к игре, развивать умение выполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.

На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек-самоделок. Такая игрушка делает игровые интересы ребенка более устойчивыми, помогает объединению детей в игре. Необходимо заинтересовать малышей процессом изготовления игрушек.

Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста занимает подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованного представления, создание игровых ситуаций.

Эффективны и такие приемы, как подбор вместе с детьми элементов костюма; рассказ детям о том или ином действующем лице; индивидуальная беседа по картинкам, иллюстрациям; советы, показ игровых действий в игровой ситуации.

Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 20:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Носова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД