Надежда Сюмайкина
Опрос стихотворения наизусть А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка». Анализ стихотворения. «Зреет рожь над жаркой нивой»
▼ Скачать + Заказать документы
Опрос стихотворения наизусть А. А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка». Анализ стихотворения. «Зреет рожь над жаркой нивой».
Класс: 3 класс
Предмет: Литературное чтение
Тип урока: Урок актуализации новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Литературное чтение 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2019. Используемая методическая литература: Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс/ Н. А. Стефаненко – М. : Просвещение, 2018.
Публикация «Опрос стихотворения наизусть А, А, Фет „Мама! Глянь-ка из окошка“, Анализ стихотворения, „Зреет рожь над жаркой нивой“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Анкеты для родителей, анкетирование, опросы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про маму ко Дню Матери и 8 марта
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Оборудование: презентация, аудиозаписи; компьютер и проектор.
Цель урока: знакомство и анализ стихотворения А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»; помочь учащимся увидеть красоту пейзажа, понять, что хороший урожай хлеба - залог благополучия людей.
Задачи:
Предметные:
1. Формировать новые знания о поэте А. А. Фете как о литературной личности, и о человеке в целом.
2. Развивать умение читать стихотворение выразительно.
3. Развивать умение находить выразительные средства языка (олицетворение, метафора, эпитет).
Метапредметные: способствовать формированию метапредметных УУД.
Личностные:
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения.
Метапредметные:
Познавательные:
1) умение находить необходимые слова в тексте;
2) умение проводить сравнение классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
1) умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
2) умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные:
1) умение формулировать учебную задачу и сохранять её;
2) умение оценивать выразительное чтение товарищей.
Конспект:
Этапы урока. Деятельность учителя и учащихся
1. Организация начала урока.
(Дидактическая задача: организовать детей на урок, мотивировать их деятельность)
1.1. Приветствие и знакомство.
1.2. Проверка готовности к уроку.
-Проверьте, вашу готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник по литературному чтению, дневник, тетрадь и пенал.
2. Актуализа-ция знаний.
(Эмоциональный настрой. Релаксация)
-Ребята, а сейчас закройте глаза и включи своё воображение. (Прослушивание звука ветра).
-Ребята, в каком вы месте побывали?
-Что вы представляли?
-Что вы слышали?
-Какой был ветер тёплый\холодный? Мы говорили, что в Древней Греции северный холодный ветер называли БОРЕЙ, а тёплый-ЗЕФИР. Эти слова встречались нам в предыдущем стихотворении Ф. Тютчева «Листья».
Дидактическая задача: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания
2.1. Проверка д\з.
2. Проверка домашнего задания
– Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь).
-Как нужно научиться читать стихи?
(Надо сначала научиться читать их для себя
Нужно представлять то, о чём читаешь.
Читать надо медленно, два раза медленнее, чем ты говоришь в школе или дома.
Нужно выговаривать все слова.)
– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)
Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?
– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
– Сегодня мы послушаем стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка».
-Кто хочет его прочитать перед всем классом наизусть? (Спросить 3-4 ученика)
1.3. Эмоциональный настрой. Релаксация.
Слайд 1.
Анализ и синтез по фотографиям.
-Ребята, посмотрите на 2 портрета. Здесь изображён один и тот же человек или это разные люди? (Один и тот же).
-Почему ты так решил?
-Как вы думаете, какой этот человек по характеру?
-Какой он был в молодости, в старости?
-Скажите, кто знает этого человека, изображённого на слайде, кто он? (Афанасий Афанасьевич Фет)
2.3. Беседа об авторе.
1. А. Фет родился в маленькой деревне.
2. Обучался за границей, потом приехал в Москву.
-А теперь ребята, вспомним интересные моменты жизни и творчества поэта А. А. Фетеа:
Рассказывают подготовленные дети.
Слайд 2.
Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.
Рассказывают подготовленные дети.
Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Учитель
Слайд.
Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.
Стихотворение «Ласточки пропали.» (Читает подготовленный ребёнок Дмитриева Ксения)
- О каком времени года говорится в стихотворении?
-Какое настроение оно у вас вызывает?
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Стихотворные строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы. Послушайте произведение в исполнении Кубанского казачьего хора. Какое настроение вызывает услышанное?
– Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?
– Какую картину увидели? (Ответы детей)
- А теперь послушай следующее стихотворение. Попробуйте отгадать о каком времени года идёт речь?
«Я пришёл к тебе с приветом…» (Читаетподготовленный ребёнок.)
-О каком времени года говорится в стихотворении? (Лето).
Как вы догадались? Какие чувства передаёт поэт?
-Какому времени суток радуется поэт?
«Чародейкою Зимою…» (Читаетподготовленный ребёнок.).
Интересные факты:
1. Большую часть жизни поэт прожил под фамилией Фет, которая принадлежала его матери. Но на самом деле его настоящая фамилия Шеншин. Именно под этой фамилией он жил до 14 лет. Кроме того последние 19 лет жизни он также провел под настоящей фамилией Шеншин.
2. Кроме того, что Афанасий был поэтом, он еще и был отличным переводчиком. И только ему на тот момент удалось полностью перевести Фауста. Это было очень большое достижение по тем временам.
3. Фета называли певцом русской природы.
4. Поэт близко дружил с Тургеневым и Толстым.
3. Целеполага-ние.
Дидактическая задача: привлечение учащихся к прогнозированию темы урока и задач учебной деятельности.
3.1. Формулирование темы урока
Слайд 3.
-Сегодня мы с вами будем работать с другим стихотворением. Посмотрите на слайд, сможете ли догадаться, как оно называется?
-Кто написал это стихотворение.
Что изображено здесь.
на 65 странице.
Слайд.
-Ребята, составим тему, используя эти картинки и слова. Подсказками у вас будут стрелочки.
-Скажите, какая тема получилась? (Картина бескрайних просторов, ржаного поля в стихотворении А. А. Фета ("Зреет рожь над жаркой нивой. ")
3.2. Формулирование цели и задач урока.
-Ребята, я знаю, что вы изучали творчество А. Фета. Какую цель вы поставите перед собой?
(Цель: увидеть красоту пейзажа, понять, что хороший урожай хлеба - залог благополучия людей).
-Какие задачи поставите перед собой? Отталкивайтесь от темы, пользуйтесь учебником.
1. Прочитать новое стихотворение А. Фета.
2. Понять содержания стихотворения, выделяя выразительные средства.
3. Продолжить работу над составлением партитуры стихотворения.
-Что делали на данном этапе? (планировали свою работу на уроке)
ФИЗМИНУТКА
-Ветер дует нам в лицо…
4. Введение знаний в опыт.
Дидактическая задача: закрепление полученных ранее знаний и усовершенствование их.
4.1. Первичное восприятие текста стихотворения.
Словарная работа.
-Ребята, посмотрите на доску, давайте правильно произнесём эти слова. Это поможет нам выразительно прочитать стихотворение (Учитель читает, обучающиеся хором повторяют)
и послушайте стихотворение А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…» в исполнении профессионала.
Слайд
Просмотр видеоролика по ссылке.
https://youtu.be/VJ4Shh7NFm4
4.2. Проверка первичного восприятия.
-Вам понравилось прочтение?
-Что изобразил Фет в своём стихотворении? (Поле ржи (хлебное поле).
-Какие непонятные слова встретились?
4.3. Самостоятельное чтение стихотворения уч-ся.
– Как бы вы передали настроение поэта при чтении стихотворения?
-Ребята, прочитайте это стихотворение про себя.
4.4. Беседа по прочитанному стихотворению.
-Скажите, какая картина открылась перед вами, какие запахи, может звуки, вы почуствовали\услышали?
– Какие бы краски вы использовали, чтобы нарисовать картину, изображенную поэтом?
-Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? (показывает безбрежность пространства, широту чувств и эмоций, показывает родные просторы).
-Почему Фет выбрал именно эти слова?
4.5. Анализ стихотворения.
4.5.1. Работа над выразительными средствами стихотворения.
-Ребята, какие вы знаете выразительные средства?
-Скажите, что такое эпитет?
Слайд.
(Эпитет – это слово, которое является средством для красивой и выразительной речи. Чаще всего эпитеты употребляются в художественной литературе для привлечения внимания к ярким качествам характера человека или свойствам предметов.)
-Давайте найдём в этом стихотворении эпитеты (Жаркая
(нива, прихотливый (ветер, золотые (переливы, безбрежная (жатва, огнедышащее (око).
-Что такое олицетворение? Слайд.
(Олицетворение- средство художественной выразительности, перенесение человеческих качеств, черт на неодушевленные предметы.)
-Кто уже нашёл в стихотворении олицетворение? (Гонит ветер, месяц сморит, месяц изумлен, день раскинул объятия, небо смежает око).
4.5.2. Работа с составлением партитуры
-Вы отлично поработали, ребята! А кто мне скажет, что такое партитура? (Партитура стиха или партитура текста - это правильное расставление логического ударения, пауз, выделение слов).
-Давайте вспомним, обозначения (работа по слайду).
-Составьте правильно партитуры.
4.6. Выразительное чтение стихотворения.
-Кто прочитает его вслух? (3 ученика)
5. Проверка усвоения темы урока.
5.1. Выполнение самостоятельной работы (письменно)
-Приведите примеры олицетворения и эпитетов,запишите в тетрадь.
Вы получили тест, проверьте ваши знания. Принимайтесь к работе.
5.2. Взаимопроверка.
-Обменяйтесь тетрадями с соседом, и проверить его работу.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, посмотрите на задачи, послушайте задачи, удалось ли нам выполнить их?
-Что мы делали для их достижения?
-Что нового для себя узнали?
7. Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения, по желанию сделать иллюстрацию.
До свидания, урок окончен
Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”. Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”. Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю.
https://youtu.be/VJ4Shh7NFm4
http://hotplayer.ru/?s=%22ласточки%20пропали. %22
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/12/09/kartina-beskraynih-prostorov-rzhanogo-polya-v-stihotvorenii-a-a