Наталья Чугунова-Омелина
Описательное комментирование в игре с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Иногда во время игры родители задают детям целый ряд вопросов;
"Это что за зверь?", "Сколько у него пятен?", "Какой он формы?", "Куда
он идет?", "Что ты строишь?" Задавая много вопросов, родители
обычно хотят помочь своим детям узнать что-то новое. Слишком
часто эффект получается противоположным. Дети занимают
оборонительную позицию, замолкают и не хотят говорить.
Действительно, вопросы, особенно когда родителям известны ответы
на них, превращаются в своеобразные приказания, поскольку
требуют от детей определенных действий. Вопросы, которые требуют
Публикация «Описательное комментирование в игре с дошкольниками» размещена в разделах
от детей определения того, что они строят, часто задаются до того, как
ребенок подумал о конечном результате или имел возможность
испробовать разные идеи. В таком случае упор делается скорее на
конечный результат, а не на сам процесс игры. И когда ответы на
вопросы получены, родители часто не посылают ответной реакции
или поощрения. Это отсутствие реакции сигнализирует
недостаточный интерес и энтузиазм.
Можно проявить интерес к игре ребенка, просто сопровождая его действия описательными и поощрительными комментариями. Такой подход активно развивает словарный запас ребенка. Например, вы можете сказать: "Ты ставишь машину в гараж. Теперь ты заливаешь бензин" и т. д. Вскоре вы заметите, что ваши дети спонтанно подражают вашим комментариям. Тогда вы можете похвалить их старания, и они будут в восторге от своего умения. Описательное комментирование - это комментарий текущей деятельности ваших детей и часто напоминает спортивный комментарий футбольного матча. Поскольку это новый вид коммуникации, то, возможно, вы вначале будете чувствовать неловкость. Но чувство дискомфорта уменьшится по мере применения в различных ситуациях. И проявив последовательность, вы увидите, что детям нравится этот тип внимания, и что этот вид коммуникации обогащает их словарный запас. (Звуки, имитирующие кваканье лягушек, лай собак и поросячье хрюканье, также являются своеобразным описательным комментированием)
Если вы все-таки задаете вопросы, обязательно ограничьте их количество и завершите круг обучения. Это значит, что, задав вопрос, вы должны положительно отреагировать на ответ, своим интересом и ободрением. Детей следует хвалить за самостоятельные действия и давать им возможность отвечать, не вмешиваясь в игру. Например, если вы спросили "Что это за зверь?" и ваш ребенок ответил "Это жираф", вы можете добавить "А, жираф. Ты и вправду разбираешься в животных. К тому же - это желтый жираф". Ваша положительная реакция поощряет стремление отвечать на вопросы и расширяет ответ дополнительной информацией".