Оксана Фарух
Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (3 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами региональной культуры (3 часть)
Публикация «Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (3 часть)» размещена в разделах
Учитывая, что Ставропольский край очень богат уникальными и привлекательными жемчужинами духовности, я разработала цикл игр по знакомству с культурой Ставропольского края, организовала просмотр фильма «Человек для любой поры» о жизни и творчестве художника Ярошенко Н. П.
Основной формой работы является непосредственно образовательная деятельность по теме «Ставрополье - родная сторона», которая способствует активизации мыслительной деятельности, обогащает тематический словарь детей. Считаю, что дошкольникам нужно знать, что Ставрополье - житница России, воспитывать почтительное отношение к хлебу и людям, которые его выращивают. Особенно, детям нравятся виртуальные экскурсии по ожерелью Северного Кавказа, на которых они знакомятся с ландшафтами и природными памятниками Ставропольского края.
Воспитание патриотических чувств, приобщение к казачьему фольклору осуществляю через ознакомление дошкольников с жизнью и бытом
казачества. Путешествие в казачью станицу проводилось в форме импровизированной художественно-творческой игры. В свободной деятельности уделяю особое внимание проведению казачьих игр «Жаворонок», «Пятнашки», «Бобр», «Пружина», которые развивают ловкость, силу, ответственность.
Содержание непосредственно образовательной деятельности наполнено разнообразными нетрадиционными формами проведения, с использованием игр, викторин, виртуальных экскурсий, информационно-компьютерных технологий. Проведены экскурсии по историческим местам города Ставрополя, в музей «Казачества Ставрополья», краеведческий, изобразительных искусств.
Посещение художественного музея П. М. Гречишкина - ставропольского художника, произвело на детей большое впечатление: дети узнавали места отдыха в горах, где они бывали. С увлечением рассматривали картины, отмечали, как тонко художник передает изображение тумана, дуновение ветра в цветущей степи.
Итогом такой работы стала продуктивная деятельность детей. В своих рисунках дети изображали природу родного края и города по-своему, понимая, что у каждого человека может быть свое видение красоты родных мест.
Учитывая, что изучение региональной культуры включает литературное наследие, я включила в свою работу знакомство с творчеством детских писателей Ставропольского края: А. Е. Екимцева, Т. А. Гонтарь, С. П. Бойко, Г. Н. Пухальской.
Слушая с интересом мои рассказы о легендах и сказаниях народов края, дети одухотворенно исполняли свои роли при драматизации легенд «Озеро Тамбукан - подарок Хатипары», «Легенда о Нарзане». В своей работе, воспитывая маленьких патриотов, я уделяю особое внимание подбору демонстрационного материала по ознакомлению детей с величественными памятниками - мемориалами, отдавая дань подвигам наших земляков.
Планируемые результаты:
Изучая историческое прошлое, традиции и быт жителей родного края, у детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Осуществляется воспитание основ толерантности, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности Ставропольского края и народов Северного Кавказа.
Дети свободно смогут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях,
особенностях жизни народов не только Ставропольского края, но и Северного Кавказа, проникнутся взаимосвязью настоящего и прошлого, почувствуют свою сопричастность к миру.
В результате проведенной работы прослеживается положительная динамика в формировании патриотических чувств у дошкольников и познавательный интерес по изучению региональной культуры.
Поиск содержания, средств, методов патриотического воспитания, осуществляемых мной, явление, несомненно, позитивное, а включенность в этот процесс педагогов и родителей помогает формированию чувств патриотизма у детей сделать более стойкими. Изучение и коррекцию культурных ценностей города и края провожу через клуб «Родная сторона», а также совместные выставки, фотовыставки «Я и любимый город», занятия по музейной педагогике. Взаимодействие с родителями моих воспитанников способствует воспитанию бережного отношения к традициям и сохранению культурного наследия нашего региона. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает толерантность, любовь к малой Родине.