Оксана Фарух
Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (1 часть
Описание опыта работы по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами региональной культуры (1 часть)
Актуальность проблемы
Публикация «Описание опыта работы по формированию патриотических чувств (1 часть)» размещена в разделах
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Исторически сложилось так, что Ставрополье – многонациональный край, это ставит перед образовательным пространством края задачи по формированию дружеских, гуманистических, межнациональных отношений. Поэтому проблема воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста стала в ряд наиболее актуальных в педагогике: как в теории, так и в практике.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению житейского и духовного опыта.
Видные зарубежные (Ж. Пиаже, А. Маслоу, Д. Макгрегор) и отечественные ученые (Е. В. Бондаревская, Л. И. Божович, Р. М. Чумичева, Д. Б. Эльконин, и др.) отмечают возможность освоения детьми культурных ценностей общества уже на этапе дошкольного детства.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Внедрение регионального компонента в систему работы и приобщение детей дошкольного возраста к региональной культуре способствует воспитанию человека-патриота, расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о культуре края, формирует ценностные ориентиры, содействует осознанию ребенком себя, как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Ставрополья, желанию внести свой вклад в развитие родного края.
Приказ Министерства образования Российской Федерации № 655 от 23.11.2009г. о ФГТ к образовательным программам, где рекомендуется включать такой блок, как региональный компонент, подчеркивает актуальность данной проблемы.
Региональная культура является важным педагогическим средством, для формирования у детей дошкольного возраста патриотических чувств и культурных ценностей.
Острая потребность современного общества в личности патриота с самостоятельным творческим мышлением побудило к разработке модели
обучения детей старшего дошкольного возраста, содержательный аспект которой направлен на изучение региональной культуры не только в рамках
города Ставрополя, но и Ставропольского края. В современных условиях духовное возрождение общества стало ведущей реализацией идей демократизации и гуманизации в образовательной политике, укрепление связи обучения с истоками национальной и региональной культурой. Преодоление разрыва между наукой и практикой потребовало качественно нового подхода к проблемам дошкольного образования. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в детском обществе стояла перед воспитателями всегда. Детский сад – это социальный институт, который имеет большие возможности для формирования у детей патриотических чувств.
Новизна состоит в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста через региональную культуру.
Целью системы работы является : приобщение дошкольников к изучению региональной культуры, формирование в сознании подрастающего поколения принадлежность к своему народу и толерантное отношение к другим народам Северного Кавказа.
Объект исследования: процесс (система) развития и формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание и технологии, как инновационный процесс в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой.
Гипотеза: построена на предположении о том, что формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в контексте знакомства с региональной культурой будет протекать успешно и эффективно при условии, если:
• педагоги и родители овладеют знаниями краеведческого материала и способами формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста;
• ориентированы на развитие специфических функций патриотизма дошкольников к родному городу, краю, используя личностно-ориентированный подход и уважение.
• педагоги овладеют диагностикой, технологией формирования новообразований личности ребенка, проявляющихся в раскрытии
общечеловеческих нравственных качеств, реализуемых в рамках
региональной культуры.
В соответствии с гипотезой сформулированы следующие задачи.
Задачи:
• Формировать устойчивый интерес к прошлому и настоящему родного края, основные понятия о мировоззрении, быте, культуре и традициях народов, населяющих Ставропольский край.
• Развивать в ребенке стойкий интерес к истории, культуре и традициям жителей Ставропольского края.
• Воспитывать нравственные черты личности, чувство патриотизма, уважения к людям и культурному наследию Ставропольского края.
Для решения поставленных задач используется комплекс исследовательских методов:
Методы исследования
• изучение научных исследований российских ученых по проблеме;
• анкетирование, тестирование и опрос детей, родителей, педагогов;
• сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение социально- педагогического опыта, изучение продуктов деятельности педагогов и детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии регионального компонента и вносит определённый вклад в теоретическую разработку проблемы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы будут отражены и адаптированы в практической деятельности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях.