Светлана Кунавина
Опытно-экспериментальная работа по знакомству детей с творчеством П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад «Берёзка» села Питерки Питерского района Саратовской области.
В исследовании участвовало 17 детей старшего дошкольного возраста.
Сроки проведения опытно-экспериментальной работы : 01.12.2014 года – 26.12.2014 года.
Цель опытно-экспериментальной работы – познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского, расширить знания о творчестве великого русского композитора, заинтересовать детей его музыкой, добиться эмоционального отклика, научить слушать музыку внимательно, понимать, рассуждать и выражать её образное содержание в движении, игре, исполнении в ансамбле и т. д.
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по знакомству детей с творчеством П, И, Чайковского» размещена в разделах
Задачами опытно-экспериментальной работы являются :
- образовательные – формирование основ музыкальной культуры, знакомство детей с содержанием новых произведений, учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка», чувствовать настроения, выраженные в музыке, высказывать о ней, развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
- развивающие – развитие эстетических чувств, умение различать оттенки настроений, определять характер музыки, побуждать детей к творчеству, сравнивать разные жанры музыки, отмечая характерные особенности произведения, соотносить художественно-музыкальный образ с образами и явлениями действительности
- воспитательные – приобщение детей к истокам русской классической музыки, воспитание интереса и любви к произведениям русских классиков. Воспитывать у детей чувство к прекрасному (музыка, поэтическое слово).
Оборудование и материалы – иллюстрации к произведениям из «Детского альбома», к циклу «Времена года», балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» Чайковского, портрет П. И. Чайковского
Как можно обеспечить развитие музыкального восприятия дошкольников средствами музыки?
Проведение занятий по углублённому изучению творчества великого русского композитора П. И. Чайковского для дошкольников – это первый шаг, попытка найти решение данной проблемы.
Опытно-экспериментальная работа включает в себя основные направления и тематику музыкальных занятий по ознакомлению с творчеством и биографией композитора.
Содержание опытно-экспериментальной работы – это комплекс базовой информации о композиторе и его произведениях, которые объединены в тематические блоки: это вокальная, фортепианная, балетная музыка П. И. Чайковского. Разумеется, не вся музыка, написанная композитором в этих жанрах, предлагается нашим маленьким слушателям. Для каждого блока была подобрана яркая программная, наиболее понятная детям музыка.
Из всего богатого наследия музыки П. И. Чайковского для проведения опытно-экспериментальной работы были выбраны песни композитора о детях и для детей. По нашему мнению интерес должны вызвать у детей и три «сказочных» балета П. И. Чайковского. Инструментальное творчество также представлено двумя циклами: «Детский альбом» и «Времена года».
Планируя занятия с детьми в рамках опытно-экспериментальной работы были подготовлены фонограммы произведений П. И. Чайковского с учетом предпочтений и подготовленности детей старшей группы.
Продолжительность занятий были рассчитаны на 25 – 30 минут. Важным, для реализации цели опытно-экспериментальной работы, считаем использование на занятиях метода «создания коллекций», метода сравнения, метода художественного и социального контекста и отказ от иллюстративных методов.
Мною воспитателем Кунавиной Светланой Николаевной МДОУ «Детский сад «Берёзка» села Питерки Питерского района Саратовской области в соответствии с представленными возможностями было проведено два занятия, одно ознакомительное с творчеством П. И. Чайковского на примере некоторых пьес из фортепианного цикла «Детский альбом» (Приложение 1, а второе продолжающее знакомство с творчеством П. И. Чайковского с использованием произведений из цикла «Времена года», балета «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» (Приложение 2).
В завершении исследования был проведен контрольный этап, цель которого в выявлении положительной динамики уровня развития музыкального восприятия.
Результаты диагностики на данном этапе исследования таковы: высокий уровень заинтересованности детей классической музыкой и развития творческого мышления. Это составило 54 % детей исследуемой группы; средний уровень показали 9 детей, что составило 38%; на низком уровне осталось 2 ребенка, что составило 8 % детей исследуемой группы).
Подведенные итоги представлены в виде диаграммы:
Сравнительный анализ результатов диагностики, полученных на начальном и заключительном этапах исследования, позволяет увидеть положительную динамику в развитии музыкального восприятия творчества П. И. Чайковского и в целом заинтересованности детей классической музыкой.
Таким образом, в результате достигнут положительный эффект использования методик в ходе проведенного исследования. В результате реализации данного проекта были решены поставленные задачи, оправданы ожидаемые результаты. Планирую презентовать данный проект на педагогическом часе в МДОУ «Детский сад «Берёзка».