Светлана Духанина
ООД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР «Путешествие по родному городу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие по родному городу.
Звук р. Буква р.
Цель: развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза.
Задачи:
- образовательные:
формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой и грамматически правильной) речью.
- закрепление правильного произношения звука р и знакомство с буквой р;
- формировать умение выделять звук р из слов, словосочетаний, находить слова с заданным звуком, определять его место в слове, называть последовательность и количество звуков и букв в словах;
Публикация «ООД в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР „Путешествие по родному городу“» размещена в разделах
- закрепить умение слогового анализа и синтеза.
- закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
- расширить и обогатить словарь по теме «Родной город».
коррекционно – развивающие:
- развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа и падежа;
- развивать связную речь в процессе диалога;
- развивать память, внимание, словесно – логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание.
воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуре;
- воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества;
- воспитывать в детях чувство патриотизма.
Обогащение и активизация словаря: путешествие, фотография, домовой, достопримечательности, стройка, березовая роща, карусели, герои, памятник Победы, Родина, река Ока, Рязанский Кремль, Успенский Собор, жонглёры, акробаты, чаепитие.
Оборудование.
Карта путешествия с фотографиями достопримечательностей города Рязани, мольберт, указка, изображение домовенка Кузи, троллейбуса, мягкая игрушка (домовой, карточки со схемами слов, предметные картинки – ребусы, индивидуальные пеналы с фишками, касса букв, подносы, CD-плеер.
Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришла к вам в гости, чтобы познакомиться с вами и подружиться, а еще рассказать и показать вам много интересного. Готовы слушать и смотреть? (Дети стоят полукругом).
Ход занятия
- Посмотрите на эти фотографии и попробуйте догадаться, кто на них изображен. (Домовенок Кузя).
- Кузя – это домовой из мультфильма, который жил с девочкой Наташей в квартире. Он следил за порядком, чистотой и уютом. С ним происходили невероятные истории, о которых мы знаем.
- С давних времен у русского народа было уважительное отношение к домовому. Люди верили, что в каждом доме, семье, где мир, согласие, любовь и дружба живет домовой. Он являлся невидимым хранителем домашнего очага, незримым помощником хозяев.
- В нашем детском саду тоже живет домовой, который хранит дружбу, доброту, следит за порядком.
- Вы слышите? Кто – то шуршит на полке. Давайте посмотрим, кто там находится?
(Логопед подходит к полке и берет мягкую игрушку домового).
- Кто это? (Это домовой).
- Это домовой, который живет в нашем саду. Ночью он не спит, а делает добрые дела. Днем он превращается в игрушку.
- Дети, он что – то шепчет. (Логопед прислоняет домового к уху). Он сейчас мне сказал, что живет в саду давно, а имени у него нет. Домовой просит придумать ему имя с его любимым звуком р. Придумаем имя? (Дети называют имена со звуком р).
- Мы назовем его - Петруша.
- Однажды с Петрушей произошла такая история. Он решил прогуляться и посмотреть наш город. Ночью вышел из сада, шел, шел и заблудился. Петруша очень замерз и устал. Так, ничего не увидев, благодаря волшебству, вернулся домой.
- Ребята, давайте все вместе с Петрушей отправимся в путешествие по родному городу. Скажите, как называется наш город? (Рязань). Мы покажем интересные, замечательные, красивые места города. А поможет нам в этом карта путешествия по городу Рязани. (На мольберте находиться карта путешествия).
- Петруша очень умный домовой: много слышит, видит, запоминает. Он предлагает нам по дороге выполнить интересные задания, которые придумал сам.
- Домовой не знает на чем можно путешествовать. Он просит вас вспомнить транспорт, в названии которого есть его любимый звук р. (Дети называют разные виды транспорта со звуком р).
- Мы поедем на троллейбусе. Посмотрите на карту и назовите его цвет. (Красный троллейбус).
- Какой одинаковый звук встретился в этих словах? (Звук р). Какой он: гласный или согласный, мягкий или твердый? (Звук р в словах красный троллейбус согласный, твердый.)
- Отправляемся в путь.
- Что мы проезжаем? Назовите слова со звуком р. (Мы проезжаем светофор, дороги, парк, карусели, стройку).
- А сейчас мы остановимся, чтобы выполнить задание. (Дети проходят к столам, где лежат картинки с изображением троллейбуса и синие фишки).
Дети определяют место звука р в словах светофор, карусели, парк, стройка; расставляют синие фишки в первое, второе и третье окошко троллейбуса.
- Если в слове звук р находится в начале – ставим фишку в первое окошко, если в середине – во второе окошко, если в конце – в третье окошко.
- Едем дальше. Назовите здание, к которому подъехали. (Это торговый дом «Барс»). В «Барсе» есть супермаркет. Что там продается? (Там продаются продукты). Сейчас мы узнаем, что можно там купить, если прочтём слово по первым звукам. (Дети проходят к столу и берут по одной карточке – ребусу, называют получившиеся слова).
- Молодцы! Петруша очень рад, что вы успешно справляетесь с заданиями.
- Заходите в троллейбус и занимайте свои места. Едем!
- Мы подъехали к площади. Давайте здесь остановимся и подойдем к карте. Как она называется? Какое название имеет памятник? (Это площадь Победы. Тут находится памятник Победы.) Кому он посвящен?
- Он посвящен советскому народу, героям Великой Отечественной войны, которые сражались с немецкими захватчиками за свободу и счастье нашей Родины.
- Ребята, подойдите к столу и попробуйте посчитать слоги в слове герои. (Три слога в слове герои). С какого звука начинается второй слог? (Со звука р).
- Верно, это любимый звук Петруши. Звук р при чтении и на письме обозначается буквой р. Наш домовой предлагает вам выложить из букв недостающий слог в слове герои.
- Отлично справились с заданием. Заходим в троллейбус и едем дальше.
- Что вы видите на карте? Как называется место, где много берез? (Это березовая роща). Давайте все вместе отдохнем, постоим и подышим свежим воздухом.
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша,
Как погода хороша.
- Отдохнули, продолжим путешествие дальше. Кому знакомо это здание? Как оно называется? («Детский мир»). Что там можно купить? (Там продаются игрушки). Петруша тоже очень любит игрушки. Придумайте названия игрушек со звуком р.
- У каждого на столе три звуковые схемы слов и только одна из них подходит к слову игрушки. Подумайте и скажите, над какой цифрой эта схема расположена.
- Сколько звуков в этом слове? Назовите третий звук.
- Сейчас нам предстоит дальняя дорога. Мы останавливаемся у главной достопримечательности древнего города Рязани.
- Как называется это место? (Это Рязанский Кремль.)
- Какое название имеет этот храм? (Успенский Собор.)
- Вы станете «живыми звуками» и попробуйте составить это слово, а все остальные попробуют его прочитать.
- Молодцы! И с этим заданием вы справились.
- Петруша предлагает нам немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика
Люблю по городу гулять, («Шагают» указательными и средними
Люблю смотреть, люблю пальцами по столу.)
считать.
Цирк – раз, театры – два, (Загибают пальчики, начиная с большо-
Три – красавица Ока, го.)
А четыре – центральный парк,
Красив зимой его наряд!
Кремль Рязанский – это пять,
На солнце купола его блестят.
- Наш троллейбус останавливается перед замечательным местом, куда любят ходить и взрослые, и дети. Как называется это здание? (Это цирк.)
- У Петруши очень хорошее настроение. Он захотел нас повеселить.
Я начну, а вы заканчивайте,
Вместе, дружно повторяйте.
Ры – ры – ры – разноцветные … (шары).
Исты – исты – исты – выступают там … (артисты).
Ёры – ёры – ёры – очень ловкие … (жонглёры).
Аты – аты – аты – трюки выполняют …. (акробаты).
Ышки – ышки – ышки – забавляют смешные … (мартышки).
Игр – игр – игр – рычит дрессированный … (тигр).
Ирке – ирке – ирке – нам интересно … (в цирке).
Итог занятия
- Но вот, ребята, путешествие наше подошло к концу. Петруше пора домой. А нам нужно отдохнуть. В нашем родном городе еще очень много интересных, красивых мест. Если вы захотите, то всегда сможете продолжить путешествовать с родителями, воспитателями.
- Петруша говорит мне на ушко, что ему очень понравилось путешествие. Напомните, где мы были? Что увидели? (Ответы детей.)
- Мы придумали имя нашему домовому, произносили слова с любимым звуком Петруши. Вспомните слова со звуком р. Благодаря тому, что мы были внимательными, дружными нам удалось успешно выполнить много непростых заданий.
- Петруша увидел город во всей красе и не будет теперь бояться выходить на прогулку. Он благодарит вас за увлекательное путешествие и приглашает всех на чаепитие с его любимыми баранками.