Юлия Агеева
ООД «Башкирский национальный костюм»
▼ Скачать
«Башкирский национальный костюм»
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с башкирской национальной одеждой.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с новыми терминами;
показать детям отличительные особенности башкирского костюма;
Развивающие:
развивать эстетический и художественный вкус;
развивать творческую активность;
Воспитательные:
воспитывать патриотические чувства;
Публикация «ООД „Башкирский национальный костюм“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию и традициям национальной культуры Республики Башкортостан.
Оборудование:
- компьютер, музыкальный центр;
- альбом с иллюстрациями башкирской национальной одежды;
- кукла в башкирском национальном костюме;
- женский национальный башкирский костюм :
- аудиозапись башкирской музыки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм»
Словарная работа: камзул, елян, бишмет, салбар, тюбетейка, башмак, кулдек, камзул.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ. А в какой республике мы живем?
Дети: В Республике Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа.
Воспитатель. Скажите, если мы Башкортостан называем Родиной, то, как мы можем назвать наше село, которое является малой частью нашей огромной Родины? (выслушиваем варианты ответов детей).
Воспитатель. Да, мы можем назвать наше село «малой Родиной». Но у каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
Дети: Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение
(звучит башкирская музыка).
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира
Бабушка, садик, котенок и я.
Это наша Родина.
Воспитатель. Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Наша малая Родина – это село Иглино.
Воспитатель. Ребята, скажите, наше село какое?
Дети: Наше село большое, красивое, чистое, зеленое, современное, любимое, удивительное, прекрасное, замечательное, многонациональное.
Воспитатель. Многонациональное. Ребята, в нашем селе живут разные народы. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы и национальные костюмы. Все они живут в мире и согласии.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с башкирским национальным костюмом. Поэтому я сегодня к вам пришла в этом костюме.
Воспитатель: Посмотрите ребята, из чего состоит башкирский костюм?
(Платье длинное с оборочками, желет называется камзул, украшенный бисером и башкирским народным орнаментом, а на голове у меня ребята головной убор называет кашмау, с подвесками которые называются сулпылар).
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите башкирский народный танец, все девушки которые танцуют в красивых национальных костюмах.
(Просмотр видеоролика танца в башкирских национальных костюмах «Семь девушек»; вывешивается картинка женского и мужского национального костюма).
Воспитатель: Ребята вам понравился танец? Почему танец называется семь девушек?
Дети: Да! Потому что там танцевали семь девушек.
Воспитатель: Ребята, национальные костюмы одевают каждый день?
Дети: Нет.
Воспитатель: Когда надевают?
Дети: на праздниках, когда танцуют, когда поют.
Воспитатель: Сейчас мы говорили о женском костюме. А теперь посмотрите на мужской национальный костюм (демонстрация куклы).
Воспитатель: Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку,которая называется камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк.
Воспитатель: И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.
Воспитатель: Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную одежду).
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов являются : красный, белый, синий и желтый.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!