МААМ-картинки

Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

светлана нечаева
Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников, оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава,грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи.

К рассказам детей подготовительной группы предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, использование языковых средств.

Публикация «Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок» размещена в разделах

В подготовительной группе используются все виды рассказов по картинке, широко используется рассказывание по серии сюжетных картинок, где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам предшествует рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета. Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следущие приемы: составление коллективного рассказа - начало составляет воспитатель, заканчивают дети: начинает один ребенок, продолжает другой. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его. Очень важно видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, по указанным картинкам можно задать следующие вопросы: "Что сказали мальчику ребята?" (вот так покатался), "Как готовили маме подарки?" ("Восьмое марта". Можно включать в такие занятия момент соревнования, рассказ какой группы окажется самым интересным.

Для составления рассказов по серии картин я использовала сюжеты :"Мы для милой мамочки", "Старый товарищ" (автор серии В. В. Гербова, "На рыбалке", "Котенок", "На льдине", " Хорошее" (автор серии Г. А. Каше, Т. Б. Филичева)"Три друга", "Храбрый заяц" (автор серии М. И. Оморокова).

Варианты показа картинок давала самые разнообразные: Открывала поседнюю картинку (дети видели, чем заканчивается сюжет), а затем открывала все остальные. Набор картинок из серии "Хорошее" по рассказыванию В. Осеевой я показала в произвольной последовательности. Дети восстанавливали ход событий, рассказывая о каждом сюжете в отдеьности, а потом о теме в целом. Заслушав описание картинки, спрашивала у детей, нет ли у них вопросов к рассказчику, не хотят ли они что-нибудь уточнить, дополнить.

В рассказывании по серии сюжетных картинок "Занятие спортом"дети составляли текст коллективно, при этом каждый раз я изменяла варианты показа картин. Сначала показывала одну картинку, остальные были закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывала следующую картинку. Рассказ составляла другая группа детей, и наконец. открывала все картинки, и дети составляли коллективный рассказ. Распределение детей для рассказывания развивает у детей представление о композиции рассказа. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать. Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картинке. Например, могут нарисовать начало или конец предложенного сюжета, или нарисовать на четырех листочках весь задуманный сюжет, а после этого рассказать последовательно свое высказывание. Такие упражнения четко демонстрируют умение ребенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста. При рассматривании серии картинок "Котенок" по произведению Л. Н. Толстого, я предложила детям самостоятельно рассказать о том, что нарисовано на картинках, и придумать свое название к рассказу. Иначе я построила занятие по рассматириванию серии картинок "На рыбалке". Все картинки разместила на наборном полотне, познакомила с содержанием картинок, затем повторила рассказ и предложила детям найти и показать соответствующую картинку. После этого дети самостоятельно составляли рассказ по своим картинкам. Постепенно я усложняла задание: при рассказывании по серии картинок "Экскурсия в музей" картинки на наборном полотне выставила в произвольной последовательности. Дала план расс Ребенок должен посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли к ней картинка, показанная мною. Получив все картинки серии, ребенок должен разложить их последовательно и составить связный рассказ. Далее на занятии показа и предложила детям выложить картинки в нужной последовательности. В след за этим предлагала составить рассказ по картинкам. На следущем занятии раздала детям по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешала и положила в виде стопки на стол, изображением вниз. Открывая верхнюю картинку, спрашивала: "Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?".Ребенок должен был посмотреть на свою первую картинку и определить, подходит ли кней картинка. показанная мною Получив все картинки своей серии, ребенок должен разложить их последовательно и составить связный рассказ. Далее на занятии по рассказыванию перемешивала картинки нескольких серий, раздавала по несколько штук детям. Дети рассматривали полученные картинки и решали, какую серию им лучше подобрать. Обменивались по одной картинке с соседом, подбирая нужный комплект, После этого каждый ребенок составлял рассказ по своей серии картинок.

Далее я перешла к более сложному виду занятий. Получив серии картинок по сакзке "Маша и медведь" дети не только составляли по ним рассказы, но и задавали друг другу вопросы по содержанию этих картинок.

Серия картинок дает возможность детям в наглядной форме продемонстрировать сюжет, его развитие. Серия картинок выступает в роли схемы для построения детского рассказа, который должен иметь завершенность, целенаправленность, тематическое единство.

Работа по сюжетным картинкам может предварять чтение или проводится после чтения рассказа. До чтения работу по картинкам провожу тогда, когда нужно ввести детей в тему, подготовить к чтению.

Одни и теже картинки я использую в течении года несколько раз, но при этом ставлю разные задачи, постепенно усложняя их. На одном занятии используются не более двух наборов картинок.

Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок решает одну из главных задач речевого развития дошкольников - овладение связной монологической речью.

Публикации по теме:

«Речевое развитие ребёнка — важнейшая база школьного обучения» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Известно, что овладение языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых.

Развитие связной монологической речи детей 5–7 лет в процессе обучения описанию пейзажных картин 1слайдУспешность социализация детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Умение общаться, излагать свои мысли, в школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок
Опубликовано: 21 мая 2014 в 22:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок» (включая файлы) размещена пользователем светлана нечаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД