Замаева Наталья
Обследование уровня сформированности знаний об основных сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Констатирующее обследование уровня сформированности знаний об основных сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: выявить первоначальные знания детей 2-й младшей группы в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
Задачи:
1. Провести диагностическое обследование детей 2008 – 2009 года рождения в восприятии цвета, формы, величины.
2. Зафиксировать полученные данные в таблицу.
Публикация «Обследование уровня сформированности знаний об основных сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
При обследовании детей, мы взяли за основу диагностические тесты, предложенные Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой[10], адаптированные под детей младшего дошкольного возраста :
• тесты цветоразличения;
• тесты различения формы;
• тесты восприятия величины.
1. Тест цветоразличения.
Цель: определить знание цветов и их названий.
Оборудование: 8 цветных карточек.
Инструкция: я буду показывать тебе карточки, а ты называй её цвет.
Процедура проведения: экспериментатор показывает цветные карточки ребёнку по одной, начиная с основных цветов (белый, чёрный, красный, жёлтый, синий, зелёный, а затем - карточки дополнительных цветов. Каждый ответ ребёнка фиксируется.
2. Тест различения формы.
Цель: определить знание геометрических форм и их названий.
Оборудование: набор плоскостных геометрических фигур.
Инструкция: я буду показывать, а ты назови фигуру.
Процедура обследования : экспериментатор демонстрирует ребёнку геометрические фигуры и даёт инструкцию. Каждый ответ ребёнка фиксируется.
В случае если ребёнок не называет одну или несколько фигур, то после демонстрации все фигуры выкладываются перед ним и экспериментатор даё т инструкцию: «Я назову фигуру, а ты покажи её».
3. Тест восприятия величины.
Цель: выявить способность ребёнка определять величину предметов.
Оборудование: три полоски бумаги (ширина - 2 см, длина самой длинной - 15 см, самой короткой - 5 см).
Инструкция: сложи полоски так, чтобы получилась лесенка.
Процедура обследования : перед ребёнком выкладывают полоски, дают инструкцию.
Задание выполнено правильно, если ребёнок сложил полоски последовательно (по нарастанию или убыванию).
Оценка действий ребёнка по предложенным тестам.
По каждому заданию фиксировалось:
- способность выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);
- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Обработка результатов.
Показатели сформированности сенсорных эталонов оценивают по следующей шкале:
• 3 балла –за каждое правильно выполненное действие;
• 0 баллов– за невыполненное задание.
В соответствии с оценкой действий ребёнка по каждому тесту, мы наметили следующие уровни сформированности сенсорных эталонов у детей 2-й младшей группы :
• высокий уровень –48 – 40 баллов;
• средний – 39 – 30 баллов;
• низкий уровень – 29 – 20 баллов.