Ирина Хурамжина
Образовательный проект «Отечественная война 1812 г.»
▼ Скачать
Тип проекта
долгосрочный, открытый, познавательно-игровой.
Интеграция образовательных областей
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическое развитие.
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты МБДОУ, родители.
Актуальность проекта
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Публикация «Образовательный проект „Отечественная война 1812 г,“» размещена в разделах
- Бородинское сражение, 7 сентября
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
С. Михалков
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Цель:
1. Воспитание патриотизма и гражданственности дошкольников на примере событий войны 1812 года и судеб её участников;
2. Духовно-нравственное развитие дошкольников.
Задачи
Для детей:
1. Способствовать формированию представлений детей о событиях Российской истории;
2. Познакомить детей с главными событиями Отечественной войны 1812 года;
3. Помочь дошкольникам раскрыть патриотический, нравственный, гражданский смысл событий 1812 года через различные виды детской деятельности;
4. Воспитывать патриотическое сознание на примере героев войны.
Для родителей:
1. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
2. Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка.
Для педагогов
1. Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
2. Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
3. Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Отечественная война 1812г.» в рамках патриотического воспитания.
Предполагаемый результат
Дети
1. Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Отечественная война 1812г.»;
2. Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта в соответствии с возрастными особенностями;
3. Заинтересованность детей темой об Отечественной войне 1812г., проявление их познавательной активности;
4. Инициативное конструирование детьми из пластилина, бумаги по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе;
5. Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о народных героях, о знаменательных сражениях, поучаствовать в соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
1. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
2. Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
1. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
2. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
3. Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительно-мотивационный
1. Выявление первоначальных знаний детей об Отечественной войне 1812 г.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности (оформление информационного блока в родительском уголке)
3. Подбор литературы о войне 1812г., плакатов, иллюстраций.
2 этап Проблемно-деятельностный
1. Проведение педагогической работы с детьми по разработанной технологии:
Образовательные ситуации :
Познавательная деятельность:
1. Хронология событий войны 1812 г.
2. Военная форма времен 1812 г.
4. Одежда светского общества первой половины XIX в.
Социально-коммуникативная, речевая деятельность:
Беседы:
• герои войны 1812 г.
• памятники участникам войны 1812 г.
• храмы России
Речевая область:
• Составление рассказа по картине «Бородинская битва»
• Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»
• Составление описательного рассказа «Гусар»
• Пересказ по моделям, по плану
Художественно – эстетическая:
«Гусар», «Памятники героям», «Оружие победы», «Пушки».
Разучивание танцев «Полонез», «Мазурка».
Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.
Физическое развитие:
Упражнение на развитие меткости, глазомера.
Разучивание народных подвижных игр по теме проекта.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
1. Просмотр презентаций: «Недаром помнит вся Россия…», «Герои войны 1812г.», «Храмы»
2. Просмотр кинофильма «Гусарская баллада».
Самостоятельная деятельность детей
–- Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр
• сюжетно-ролевые игры: «Лазарет», «Путешествие в 1812г»
• дидактические игры: «Разрезные картинки», «Расставь по порядку», «Узнай по силуэту», «Потому, что…», «Правда-неправда».
• подвижные: «Самый меткий», «Попади в цель».
Работа с родителями по заданной теме.
Работа с педагогами.
3 этап Творческий
1. Организация выставки поделок, рисунков на тему «Война 1812г.»
2. Открытое познавательно-тематическое мероприятие «Не даром помним вся Россия…»
3. Подготовка к балу, по случаю победы в войне 1812г.
Продукты проекта
Для детей:
• Выставка книг о войне 1812г.
• Лепка солдат русской армии 1812г.
• Раскрашивание гусара и светской дамы.
• Изготовление карты нападения и отступления французских войск.
• Изготовление атрибутов к балу.
• Выставка рисунков по теме.
• Макет Бородинская битва.
• Обелиск «Победы» (из бросового материала).
Для педагогов:
• Разработка тематического проекта по теме : «Отечественная война 1812г.» для детей и взрослых.
• Подбор компьютерных презентаций.
• Выставка книг, энциклопедий о войне 1812г.
• Подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми.
• Изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме.
Для родителей:
• Папки-раскладки о героях войны 1812г.
• Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности.