ольга горюнова
Образовательный проект на тему: «В мире животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы:
Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей с ОНР (особенно, если приходят в группу новые дети 4-5 лет) очень слабые знания о диких и домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно называть, не могут отличить корову от козы, не знают названий частей тела; все детеныши этих животных для наших детей просто «маленькая коровка» или «маленькая лошадка» (и это еще в лучшем случае). Так же дети затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа существительных в родительном падеже, уменьшительно- ласкательной формы и прочее, что присуще для детей с ОНР). У наших детей очень слабая память, зачастую отсутствует и чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов. У многих детей не сформирована связная речь, а в данной теме очень благодатный и многообразный материал и для формирования связной речи, и для развития памяти детей. Участие детей в проекте «В мире животных» позволит обогатить знания и представления о диких и домашних животных (тем самым обогатить словарь детей, их детенышах, особенностях их жизни: развить связную речь, творческие способности детей.
Публикация «Образовательный проект на тему: „В мире животных“» размещена в разделах
Участники проекта:
логопед, воспитатели, дети среднего дошкольного возраста с речевой патологией, осложнённой задержкой психического развития, родители.
Продолжительность:
4 недели (краткосрочный).
Цель:
Расширение и обобщение знаний детей о животных. Коррекция речевых и психических процессов.
Задачи:
1. Научить узнавать и правильно называть животных и их детенышей;
2. Расширение знания о том, чем питаются животные, где живут, какую пользу приносят людям;
3. Формирование словаря:
• расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий и признаков (особенности внешнего вида, питания, повадки);
• научить использовать в речи существительные с обобщающим значением (домашние животные, дикие животные);
4. Совершенствование лексических и грамматических средств языка:
• упражнять в использовании в разговорной речи существительных множественного числа (много коров, коровы, а так же существительных родительного падежа единственного числа (нет коровы, козы, лошади);
• упражнять в использовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
• упражнять в образовании существительных с суффиксами –онок, -ёнок;
• упражнять в согласовании частей речи в роде, числе, падеже;
5. Формирование связной речи детей - диалогической (драматизация сказок) и монологической (при составлении описательных рассказов по картинкам);
6. Воспитание культуры общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего;
7. Коррекция речевой памяти посредством заучивания стихов;
8. Формирование обобщающих понятий «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними, «дикие животные» (живут в лесу, сами устраивают себе жилище и находят себе корм);
9. Коррекция двигательной сферы на основе операций с общей и мелкой моторикой.
10. Коррекция психических процессов (внимания, мышления, восприятия) на основе подобранных дидактических и развивающих игр;
11. Воспитание бережного отношения к животным.
Предполагаемый результат:
1. Дети будут знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты);
2. Дети будут знать и называть домашних животных, особенности их внешнего вида, какую пользу приносят человеку.
3. Дети будут владеть обобщающими понятиями «дикие животные» и «домашние животные»;
4. Дети будут уметь составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы;
5. Дети будут уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном;
6. Улучшится состояние речи детей.
Риск:
Нестабильное посещение детьми детского сада из-за болезни.
Ресурсы:
1. Заинтересованность родителей;
2. Дидактические игры и игрушки;
3. Методическая литература и иллюстративный материал.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационный (подготовительный):
1. Подбор иллюстративного материала по теме «Животные наших лесов», «Домашние животные»;
2. Подбор художественной литературы (сказок, рассказов, стихов) по теме;
3. Подбор подвижных игр и пальчиковых гимнастик;
4. Подбор дидактических игр;
5. Разработка сценария по мотивам сказки «Теремок»;
6. Педагогами сформулированы проблемные и учебные вопросы:
• Живут в доме – значит домашние?
• Как ухаживать за домашними животными?
• Каких животных можно назвать домашними (дикими?
• Мышь – дикое или домашнее животное?
• Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?
• Что произойдёт, если дикое животное поселить рядом с человеком?
• Зачем человеку домашние животные?
II. План реализации проекта:
Реализация проекта осуществлялась в различных направлениях образовательной деятельности (в игровой деятельности, в познавательно-речевом развитии, в продуктивной деятельности, в областях здоровья и физической культуры).
Формы и методы работы Ответственные
Занятия по окружающему миру по темам: «Домашние животные», «домашние животные и их детёныши», «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши» воспитатели
Беседы, рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий о животных воспитатели
Обучение детей отгадыванию загадок воспитатели, логопед
Создание выставок «Животные наших лесов» и «Домашние животные» воспитатели, родители
Чтение сказок «Репка», «Теремок», рассказов В. Сутеева «Разные колёса», «Про козлёнка, который умел считать до десяти» воспитатели
Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий логопед
Обучение составлению рассказов-описаний о животных логопед
Развитие диалогической речи в ходе игр-драматизаций логопед, воспитатели
Заучивание и исполнение песни «Улыбка», заучивание стихов логопед, воспитатели
Заучивание и проведение пальчиковых гимнастик «Сидит белка на тележке», «Дудочка»;
Заучивание и проведение игр на координацию речи с движением «Козочка», «Телёнок», «Заяц Егорка» логопед, воспитатели
Проведение дидактических игр «Четвертый лишний», «Один – много», «Скажи ласково», «У кого кто?», «Чем накормить?», «Чего не хватает?», «Чехарда» (складывание животных из 3-х разрезных картинок, игра «Отгадай кто это?». логопед, воспитатели
Лепка: «Зайчик», «Весёлая ферма» (фигурки домашних животных);
Изобразительная деятельность: рисунки по теме «Лесные животные», «Друзья наши меньшие» воспитатели
Участие в создании выставки рисунков «В мире животных»;
Создание макета «Ферма» воспитатели, родители, дети
Подготовка к демонстрации сказки «Теремок» воспитатели, логопед, родители
Демонстрация сказки-драматизации «Теремок» воспитатели, младший воспитатель, логопед
III. Итог:
1. Создание выставок детских работ;
2. Демонстрация сказки-драматизации «Теремок»;
3. Выступление на педсовете (презентация проекта).
В результате проведенной работы мы отметили:
• Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира;
• Сформированность у детей навыков группировки объектов природы по признакам: домашние – дикие;
• Улучшение состояния всех сторон речи детей.