Наталья Бардина
Обобщенный опыт работы по теме «Творческое музицирование» по методике Т. Э. Тютюнниковой
▼ Скачать
Обобщенный опыт работы
по теме : «Творческое музицирование»
по методике Т. Э. Тютюнниковой
в детском саду № 1949
Основа работы с шумовым оркестром – развитие метроритмического чувства. Одна из форм его развития – активное слушание музыки.
Работа в этом направлении велась уже в прошлом году.
Публикация «Обобщенный опыт работы по теме „Творческое музицирование“ по методике Т, Э, Тютюнниковой» размещена в разделах
На начальном этапе играли на воображаемых инструментах: дудочка, балалайка, барабан. Этот педагогический прием позволяет решать одновременно три важных проблемы:
- учебную ситуацию организовать как радостную игру,
- вовлечь сразу всех детей,
- исключить критические замечания педагога на неточность звучания.
Особенно дети любят игру «Заяц-музыкант».
Затем задачи усложнялись:
- отмечали хлопком окончание фразы,
- старались прохлопать (протопать) метр,
- простучать ритмический рисунок карандашом.
Соединяли «хлоп», «топ», «тук-тук» - получали «оркестровое» звучание. Использовала предлагаемый репертуар «Ягодная полька» А. Филиппенко, «Полька» М. Глинки, Литовская полька.
Продолжали сохранять в работе
- хлопки по разным частям тела,
- стучали палочками «Рондо» С. Слонимского, «Росинки» С. Майкапара,
- стучали двумя кубиками около уха, по коленочкам, за спиной, используя разный ритмический рисунок,
- выполняли притопы с текстом «Финская полька» финск. н. м., «Марш» Е. Марченко, «Первые снежинки» немец. н. п.
Когда дети легко справлялись с этими заданиями, переходила к детским музыкальным и шумовым инструментам во всем их многообразии.
Нужно выделить сильную долю, какой инструмент подойдет для этого? Дети предлагают: бубен, барабан…
Дальше слушаем по фразам – рассуждаем как звучит музыка: весело, звонко, тихо, ласково. Какой инструмент подойдет – опять выбираем. Окончание фразы – услышать, четко обозначить.
Смотрим, если кто-то из детей легко справляется, усложняем задачу – поручаем сольную партию. Пусть простую, но свою. Он может отмечать только окончание фразы игрой на треугольнике, «исполнять» метр во время паузы сделанной педагогом, «исполнять» ритм на фоне метра и т. д.
От произведения к новому произведению ребенок набирается опыта, предлагает свой вариант выбора инструментов, аккомпанемента, сколько одинаковых инструментов взять и т. д.
Помня о том, что слово помогает в разучивании партии, работаю над «Вальсом-шуткой» Д. Шостаковича с помощью сказки «Два колокольчика».
Периодически возвращаюсь к игре на воображаемых инструментах. Особенно это помогает при разучивании нового произведения. В процессе такого шуточного музицирования дети учатся делать нужные движения руками, запоминать партию, порядок вступления, ритмический рисунок с речевой поддержкой. Но главная цель – это активное слушание музыки.
Поскольку современная детская музыкальная педагогика рекомендует соединять восприятие музыки с движением, широко использую этот прием в работе. Дети учатся двигаться под музыку плавно, ритмично, в разных темпах, стараясь передать динамику и нюансы. Предлагаю двигаться с предметами: лентами, шарфами, платочками, цветами, обручами, мячами и т. д.
Рассматривая настроение в музыке, уточняем грусть какая? Светлая или мрачная (темная, предлагаю подобрать ткань по цвету более подходящую к этой грусти, передать настроение в движении, обыграв ещё и движением ткани.
Использую в работе «Игру в дирижера», дети с радостью включаются в нее, усваиваем понятие сильная – слабая доля.
Слушать музыку и слышать, реагировать движением и внутренним слухом на разные её элементы: метр, ритм, динамику, структуру – это и есть активное слушание музыки. Оно развивает метроритмическое чувство, без которого не мыслима игра в оркестре.
Стараюсь закреплять приобретенные навыки, постепенно усложняя репертуар. Помню всегда, что детям должно быть интересно!
Поставленные задачи проекта решались в течении года, результат виден в творческой деятельности детей – выступления, сочинение сказок, создание иллюстраций (прилагаются в портфолио).