Ирина Трещёва
Обобщение опыта работы «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Я думаю, что каждому из вас знакома ситуация, когда разводя в сторонки ручки, к вам подходит Почемучка:
- Почему бывает дождик?
- Почему течёт вода?
- Почему кот лижет лапу?
- Почему горит звезда?
И Вы быстро в интернете
Ищете ответы детям,
Ведь, чтобы умным, рос малыш,
Точный дать ответ спешишь.
И такой вариант поиска ответа привел к тому, что современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребёнку необходима. Но она должна начинаться не с того, чтобы преподносить ему готовую истину, а научить ребёнка её находить. Эта мудрая мысль немецкого педагога – психолога стала моим педагогическим кредо. А формирование самостоятельной познавательной активности ребёнка дошкольного возраста стало приоритетным направлением в моей педагогической практике. Главная цель которого заключается в создании оптимальной образовательной среды для развития познавательных интересов, потребностей и способностей ребёнка, для организации его самостоятельной поисковой деятельности.
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Для достижения этой цели необходимо решать такие задачи:
• обогащать познавательную сферу детей информацией о предметах и явлениях окружающего мира;
• накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт ребёнка в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями окружающей действительности;
• создавать условия, которые позволят каждому ребёнку активно проявить своё отношение к миру.
Для их решения педагогу важно знать, как ребёнок познаёт мир. Опираясь на теорию Н. Н. Подьякова и собственный педагогический опыт, могу утверждать, что весь этот путь – это поиск ответов на любимые детские вопросы - ЧТО ЭТО? КАКОЕ ЭТО? ЗАЧЕМ? КАК ТЫ ДУМАЕШЬ? ПОЧЕМУ? Из суммы ответов на них складываются знания и опыт ребёнка, которые проявляются в целенаправленных познавательных действиях в различных видах детской деятельности, на их основе формируется его познавательная активность. И именно формирование познавательных действий в различных видах детской деятельности, а значит и формирование познавательной активности – основной принцип дошкольного образования, согласно ФГОС.
Основываясь на эту теорию, я предлагаю вашему вниманию, разработанную и апробированную мною на практике, модель образовательной деятельности воспитателя по формированию познавательной активности ребёнка дошкольного возраста, которая заключается в создании атмосферы комфорта, успеха и благополучия. Модель представляет собой строительство дома, фундаментом которого будет воспитатель, именно он держит на своих плечах груз ответственности за прочность конструкции. Стены дома – это образовательное пространство, состоящее из трё х блоков: предметно-пространственная развивающая среда, характер взаимодействия ребёнка с взрослым и другими детьми, система взаимодействия человека с миром, другими людьми и самим собой. Выстроенная таким образом среда обеспечивает игровую, исследовательскую, творческую активность ребёнка. Наполнить дом теплом, любовью, светом помогают окна, которые в нашем доме представлены формами работы с ребёнком, родителями и социумом. Предлагаю вам заглянуть в наш дом через окно – формы работы с ребёнком, которые отражаются в организации разных видов детской деятельности. Взаимодействие с ребёнком здесь строится на основе партнерства, в специально созданных условиях. В нашей группе представлены они Центром ролевых игр для девочек и мальчиков. Здесь на улице Мечты города Мастеров работает «Кафе желаний» и «Корпорация безопасности». А в Центре науки «Хочу всё знать!» по инициативе «будущего ученого» Андрея Малышева создана библиотека Мудрых мыслей. В исследовательском центре создана лаборатория «Любознайка», где благодаря интересным находкам и наблюдениям юных исследователей ведётся работа по проектам «Мой домашний любимец», «Моя родословная», «Весёлая Азбука». Одна из таких находок (маленькая жемчужинка) помогла мне вовлечь юных первооткрывателей в игру-открытие «Удивительное рядом». Каждый раз игра с ней помогает мне знакомить детей с чудесами родной земли. Так у в группе появилась карта наших открытий «Жемчужины Курского края», где собраны сведения о разноцветных озёрах, о плавающем острове, о цветочке аленьком, о знаменитом соловье, о яблоке душистом, и о кладах магнитных в наших недрах. На территории детского сада условия представлены огородом Марфуши, уголком отдыха «Чистый пруд», маршрутом «экологической тропы» «Там, на изведанных дорожках», клумбой Домового Кузи.
Открыть душу ребёнка, его внутренний мир мне помогает театр. Мы с моими талантливыми актёрами создали в группе театр-студию «Цветик - семицветик», где я и дети – режиссёры – постановщики и главные герои, а вот декораторами и костюмерами «работают» их родители.
Неслучайно, заглянув в следующее окно нашего дома, мы увидим именно их. Ведь родители, согласно ФГОС, включены в образовательный процесс как равноправные и равно ответственные партнёры. И взаимодействия с ними важно показать значимость и необходимость их участия в жизни ребёнка.
Формы моего сотрудничества с родителями разные, как традиционные, так и интерактивные, самые интересные, семейные вечера вопросов и ответов, выпуски малотиражной газеты «И это всё о нас», оформление информационной корзины, работа родительской почты «Напиши что-то важное», создание страниц Книги Доверия. Но, одной из самых примечательных, стало создание Медиа центра «Теремокгрупп продакшен», где в виде фотоотчетов, видеороликов, мультимедийных презентаций собран Дневник группы с материалами о традициях семей, о праздниках и увлекательных путешествиях и просто интересные мгновения из нашей жизни.
Ребёнок растёт и приходит время показать ему, что за пределами дома и стен детского сада его ждёт другая не менее интересная жизнь - социум. Чтобы помочь адаптироваться в нём, я начинаю «готовить ребёнка к выходу в свет», проводя обзорные экскурсий в школу, музеи, картинные галереи, театры. Такими ярким «выходами» стали: экскурсия с мастер- классом в Центр Народного Творчества «Русь», здесь воспитанники узнали, как ковры суджанские ткут и как кожлянские свистульки создают. А участие в тематической неделе театра на базе МООУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»и участие в фестивале танца «Другой мир» помогли моим воспитанникам себя показать и на других посмотреть.
Педагогическая деятельность в созданном образовательном пространстве позволила мне достичь цели – сформировать познавательную активность ребёнка, добиться положительной динамики в освоении им основной образовательной программы ДОУ.
Каким же он стал – мой воспитанник? Это друг, возможно будущий артист, педагог, военный, писатель, но самое главное это ребёнок, способный самостоятельно найти ответ на вопрос «Почему?». И уже сейчас все эти ответы получили заслуженные оценки - благодарности, грамоты и дипломы муниципального, регионального и международного уровня.
Самая лучшая оценка Кирилла Шлыкова - дипломом за 1-ое место в городской выставке - конкурсе «Золотой ларец», а у Вероники Проценко - 1-ое место во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Там, где живет кенгуру», для театра - студии «Цветик – семицветик» - диплом лауреата первой степени в международном фестивале – конкурсе музыкального искусства «Талант – 2014».
Успехи воспитанников позволили и мне получить свои оценки в виде грамот, дипломов, почётных званий. Ни один год я иду со своими воспитанниками рука об руку по этому пути, помогаю им делать первые шаги по дороге в страну под названием «Жизнь», и каждый наш шаг начинается от порога «Покажи и научи», к ступеньке «Делаем вместе», а потом «Твори сам». И твёрдо знаю, что впереди меня ждут новые «Почему?», на которые я буду искать ответ вместе со своими воспитанниками. Ни от кого секретов не тая, пройти моим путем вам предлагаю я. И верю в то, что где-то впереди вы тайны нераскрытые сумеете найти. А если на слово не верите друзья, в наш Курский край Вас приглашаю я. Добро пожаловать! Спасибо за внимание!