Елена Свидерская
Обобщение опыта работы по речевому развитию дошкольников. Проект «Учусь красиво говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная функция речи – общение, или как сейчас принято говорить, коммуникация.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольника является создание эмоционально-благополучной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Публикация «Обобщение опыта работы по речевому развитию дошкольников, Проект „Учусь красиво говорить“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работая в детском саду, я на протяжении последних лет наблюдаю, что речевое развитие наших детей оставляет желать лучшего. На это влияет и поголовная компьютеризация нашего населения, и нехватка времени у родителей на общение с детьми. Что мы наблюдаем? Родители на машине везут ребенка в детский сад, а за рулем не поговоришь особо. Из детского сада снова на машине, но уже домой. Дома мама - на кухню, папа – за компьютер или к телевизору. А ребенок? Он предоставлен сам себе: сам с собой играет, сам смотрит все тот же телевизор, сам играет на том же компьютере.
Я решила, набрав малышей во 2 младшую группу, обратить внимание именно на речевое развитие детей. Начала работу с подбора и изучения различной литературы. Открыла для себя технологию О. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников через игру». Подробнее изучила «Методику развития речи детей» Ушаковой, Струниной. Подобрала дидактический материал: Петрова «Игры и занятия по развитию речи», Полякевич «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет».
На основе всех методик и технологий создала проект по речевому развитию
«Учусь красиво говорить»
[/b] и реализовала его в педагогическом процессе.
На конец первого полугодия младшей группы результаты диагностики уровня речевого развития были следующие (в группе 22 человека):
1. Интонационная выразительность:
Высокий уровень – 9 % (2 чел.)
Средний уровень – 45 % (10 чел.)
Низкий уровень – 45 % (10 чел.)
2. Умение вести диалог:
Высокий уровень – 9 % (2 чел.)
Средний уровень – 50 % (11 чел.)
Низкий уровень – 41 % (9 чел.)
3. Умение вести монолог
Высокий уровень – 5 % (1 чел.)
Средний уровень – 54 % (12 чел.)
Низкий уровень – 41 % (9 чел.)
Результаты меня, конечно, не порадовали. Но впереди у меня было время, чтобы исправить создавшееся положение.
В свой проект «Учусь красиво говорить» я включила:
Работу над выразительностью речи
Работу над интонацией
Работу над произношением, логическим ударением
Работу по овладению лексическими возможностями языка
Работу по использованию различных форм и методов в обучении выразительной речи:
• Сжатый и подробный пересказ
• Рассказ о прослушанном, увиденном
• Рассказ из личного жизненного опыта
• Построение предложений по опорным словам
• Составление рассказов по схемам
• Выразительное чтение художественных произведений
• Речевой этикет
Использовала различные формы и методы:
1.
Дидактические игры
.
Пример:
Почта
Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Ход игры
ВЫБИРАЮТ (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:
— Динь-динь-динь.
— Кто там?
— Почта.
— Откуда?
— Из Рязани. (Называется любой город.)
— И что там делают?
— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т. д.).
Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.
2.
Произведения фольклора
Пример:
Кошка (Г. Сапгир)
- Кошка, как тебя зовут? — Мяу.
- Стережешь ты мышку тут? - Мяу.
- Мяу, хочешь молока? — Мяу. –
А в приятели — щенка? — Фрр!
3. Подвижные и хороводные игры со словами.
Пример:
Гуси- лебеди
Цели.
Учить детей обращаться к собеседнику, задавать вопросы.
Ход игры
На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси. На другой - волк. Хозяин выпускает гусей погулять, они уходят на другой край площадки. Хозяин зовет гусей:
— Гуси-гуси! — Га-га-га.
— Есть хотите? — Да-да-да.
— Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой!
— Что он там делает? — Рябчиков щиплет.
— Ну летите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные дети выходят из игры. Самый ловкий и быстрый гусь становится волком.
4.
Игры с телефоном:
Пример:
Заказ такси по телефону
Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.
Ход игры
Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.
— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
— На какое время вам нужна машина?
— На 8 часов утра.
— Ваш адрес.
— Куда поедете?
— В детскую поликлинику.
— Назовите ваш телефон.
— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
— Спасибо. До свидания.
5. Театрализованные, режиссерские игры
6. Сюжетно-ролевые игры.
На конец первого полугодия в подготовительной группе диагностика уровня речевого развития показала следующие результаты (в группе 14 детей: 5 ушли в школу после старшей группы, 1 переехал в другой город, 2 перешли в специализированные д/сады):
1. Интонационная выразительность:
Высокий уровень –50 % (7 чел.)
Средний уровень – 29 % (4чел.)
Низкий уровень – 21 % (3 чел.)
2. Умение вести диалог:
Высокий уровень – 57 % (8 чел.)
Средний уровень – 29% (4 чел.)
Низкий уровень – 14 % (2 чел.)
3. Умение вести монолог
Высокий уровень – 50 % (7 чел.)
Средний уровень – 35 % (5 чел.)
Низкий уровень – 14 % (2 чел.)
Дети были участниками нескольких тематических конкурсов чтецов, проводимых в нашем детском саду, и занимали призовые места.
\
Большую помощь в реализации проекта оказывали наши родители. В рамках проекта проводились различные мероприятия, активными участниками которых были родители.
роль Карлсона в развлечении играла мама Ани.
Родители приходили в гости, чтобы познакомить детей со своими профессиями. Все они были ориентированы на ведение диалога.
В старшей группе проводился конкурс «Лучшая кормушка для птиц», а в подготовительной «Ёлочка новогодняя». Поделки выполняли родители, а детям надо было представить работы в группе в форме рассказов или стихотворений.
Считаю, что проект реализован мною в полной мере. Мои дошколята действительно научились красиво говорить.