Наталья Колесникова
О проблеме укрепления здоровья детей в ДОУ посредством двигательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм.
ДА не только один из основных факторов профилактики заболеваемости и сохранения здоровья, но также учеными установлена зависимость между уровнем ДА и их словарным запасом, развитием речи, мышления (от работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию).
Публикация «О проблеме укрепления здоровья детей в ДОУ посредством двигательной активности» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Статические данные из практики детских врачей, врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о том, что люди, тренирующие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям.
Можно много говорить о важности движений в жизни наших детей, но я хотела бы поговорить о формах и методах ДА используемых в нашем саду, а также, как родителям правильно организовать оптимальный режим ребенка дома. Ведь именно родители, как никто дугой имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой.
Физическое воспитание детей в нашем детском саду представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная активность. Формы этой работы разнообразны:
1)физкультурные занятия, включающие в себя элементы закаливания, дети занимаются босиком;
2)физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и бодрящая гимнастика, закаливающие мероприятия);
В своей группе закаливающие процедуры я провожу после сна. Ребята проходят по ребристой дорожке, по дорожке со следами, и по массажным коврикам босиком, выполняют комплекс бодрящей гимнастики, идут к умывальникам, умываются, моют ручки по локоть, обтираются, получают массу положительных эмоций, а также бодрость на весь оставшийся день.
3)самостоятельная двигательная активность;
4)активный отдых (праздники здоровья);
5)индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии.
Все эти формы деятельности ДА организованные и проводимые в детском саду должны быть подкреплены созданием родителями рационального двигательного режима дома, включающего не только самостоятельную двигательную деятельность, но и организованную. К организованной деятельности относится ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные прогулки на детской площадке, в парке, в лесу.
Одним из важнейших фактором организации ДА детей является создание физкультурно-игровой среды в домашних условиях. Но, как правило, взрослые больше внимания уделяют эстетике помещения, что ограничивает ДА детей. По этому, как бы это ни было трудно, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособия для обеспечения благоприятного уровня двигательной активности в процессе организованных и самостоятельных игр.
Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, значительно увеличивают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель способствует развитию быстроты двигательных реакций.
Очень важно также учитывать индивидуальные показатели ДА при организации двигательного режима.
Характерные явления для детей моей группы является гиперактивность. У гиперактивных детей отмечаются синдром дефицита внимания (не могут сосредоточиться, внимательно слушать взрослого, четко и до конца выполнять задания различного характера, агрессивность и конфликтность (разрушают детские постройки, вносят хаос в игры сверстников). Гиперактивным детям свойственны двигательная расторможенность, неорганизованность, суетливость, импульсивность, вспыльчивость, изменчивость настроения. Помогите ребенку, дайте ему возможность развить чувство самоконтроля: используйте игры и упражнения средней и низкой интенсивности. Советуем играть с ними в городки, кольцеброс, прокатывание мяча между предметами, метание разных предметов в цель (корзина, ведро).
Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания, закладывают, скажем так, рабочие программы.
Человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитываются впечатлениями. В дальнейшем 80 процентов моей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом.
Поэтому черезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо не только разъяснять значимость тех или иных действий и привычек, но и это главное подавать собственный пример.