Евгения Наливайко
О детских конфликтах
▼ Скачать + Заказать документы
"Мирись, мирись и больше не дерись!"
Каждый сотрудник дошкольного учреждения знает, что конфликты детей отличаются от конфликтов взрослых. Дети иначе чувствуют, у них другие интересы, другие эмоции. Как рождаются детские конфликты и как их разрешить?
Напомню определение конфликта.
Конфликт - (с латинского) ссора, столкновение, спор, т. е. отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Столкновения противоположно направлены и не совместимы друг с другом.
Публикация «О детских конфликтах» размещена в разделах
Причины и примеры возникновения конфликтов в детском коллективе:
разрушение игры- Гриша играл и никого не трогал, но подошел Боря и начал тоже играть. У первого разрушился свой игровой мир, результат этого-конфликт.
состав участников игры- Матвей не хочет играть с Лерой, а Дима не хочет играть с Ильей. Воспитатель заставляет всех играть вместе, но дети начинают конфликтовать между собою, так как им не нравится играть друг с другом.
роли в игре- Даня не хочет быть братцем- поросёнком в сказке, а хочет быть волком как Боря, но воспитатель этого не замечает и между мальчиками возникает конфликтная ситуация за роль в сказке.
тема игры- Дима кричит, что хочет играть в боулинг, а Гриша хочет играть в кольцеброс. Между детьми вновь нет согласия и каждый начинает отстаивать свою сторону.
игрушки- «Дай мне мячик!»-кричит Эля, -«Нет, это мой мяч!»-отправляет ей вдогонку Матвей. Вот и снова конфликт, но теперь уже из-за игрушки.
сюжет игры- Гриша хочет быть рыцарем и спасти принцессу, а Боря хочет, чтобы рыцари бились с орками. Между детьми нет понимания в сюжете игры и возникает конфликт.
правильность игровых действий- Саша считает, что продавец может отбивать чеки в кассе, а Лера уверена, что это должен делать только кассир. От противоречий девочек возникает конфликт из-за правильности игры и ее правил.
Что предпринять.
Лучше улаживание конфликта оформить в виде игры. У нас в группе можно вызвать детей на «ковер мира» и разрешить им выплеснуть свой негатив по отношению друг к другу. Можно также предложить детям выразить свое эмоциональное состояние при помощи жестов или «обзывалок» из растительного мира, а можете даже попросить рассказать о ссоре с точки зрения оппонента, ведя повествование от его лица.
Правила поведения взрослого.
Иногда лучше воздерживаться от вмешательства в ссору между детьми, так как им нужно учиться самостоятельно справляться с подобными ситуациями. Но если развитие конфликта угрожает возникновением психических или физических травм у ребенка, то взрослому нельзя оставаться в стороне.
Обычно такое случается, когда силы спорщиков не равны. Взрослому нужно успокоить детей и посоветовать решить проблему мирным путем. Никогда не становитесь сразу на сторону одного из ссорящихся, даже если есть уверенность в его правоте. В первую очередь следует выслушать обе стороны, ведь можно что-то упустить, иначе один будет уверен во вседозволенности, второй – в несправедливости взрослых.
Нужно постараться не подражать следственным действиям и судебному разбирательству, обвиняя и наказывая. Пусть оба ребенка несут ответственность, попытайтесь лишь подсказать им правильный выход из ситуации. Если все обернуть в шутку, конфликт может быть исчерпан.
Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем. Мы должны учить детей не только рисовать и лепить, но общаться с друг с другом.
Для примирения детей в группе я придумала и использую "мирилки", к ним придумали ритуальные действия: пожать руки, сцепиться мизицами, прыжки на месте и другие.
***
Мирись, мирись, не дерись!
Ну-ка другу улыбнись!
Ручки мы пожмем-
Дружно заживём!
***
Плачет зайка, плачет мишка,
Поругались ребятишки.
Чтоб зверят угомонить,
Нужно деток помирить!
***
Дружно в группе мы живем,
Дружно песенки поём.
Мы не будем драться,
Будем обниматься!