Юлия Кияметдинова
Нравственное воспитание детей на традициях своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по теме «Нравственное воспитание дошкольников на традициях своего народа».
Эта тема сейчас актуальна для всех нас. Все чаще нам стараются навязать иностранные обычаи и образы жизни. Это кухня, праздники, политический строй, неформальные течения.
Такая культурная интервенция привела к утрате традиционного российского сознания.
Публикация «Нравственное воспитание детей на традициях своего народа» размещена в разделах
Мною проводился опрос детей и их родителей с целью выяснить уровень компетенции в области русской культуры. Все показатели были отражены в диаграмме.
Опрос показал, что:
наши дети не имеют представления о русских промыслах,
мало кто из детей знает и может назвать и рассказать русские народные сказки, потешки, песенки,
дети не знают народные праздники.
Уровень знаний по тем же показателям у взрослых не так уж высок.
Мы видим, что связь между нашим настоящим и богатым культурным наследие теряется.
Моя цель, как педагога, вызвать интерес детей и их родителей к русской культуре, протянуть и укрепить связующую нить из нашего культурного прошлого к настоящему сознанию молодого поколения.
Для работы в данном направлении мною были поставлены следующие задачи. Их вы видите на экране (смотреть слайд) :
1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обрядах.
5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
6. Создавать предпосылки к формированию чувства национального достоинства.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.
Работа по данной теме проводилась в 3-х направлениях (смотреть слайд) :
-работа с детьми.
-работа с родителями,
-методическая работа.
В работе с детьми я выделила 5 разделов (смотреть слайд) :
1 раздел - создание развивающей среды
2 раздел - использование народного фольклора в разных видах деятельности
3 раздел — приобщение детей к народным обычаям и традициями
4 раздел — знакомство с народными играми
5 раздел — участие детей в народных и Российских праздниках.
Я кратко остановлюсь на каждом разделе.
1 раздел - создание развивающей среды
В детском саду оборудовали мини-музей в виде уголка «русской избы», где разместили предметы, часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики, макет русской печи. Все предметы потрогать, поиграть сними, рассмотреть. В мини-музее проводятся тематические занятия по ознакомлению с бытом на Руси.
В группе организовывались выставки домашней посуды, игрушек с декоративной росписью Гжельских, Городецких, Хохломских и Дымковских мастеров. Были приобретены чистые деревянные заготовки для декоративного рисования. Дети сами могли расписать дощечки, яйцо или матрешку. Также в группе размещен тематический уголок «Народное творчество» с предметами народных промыслов России. Были приобретены книги, наглядные и дидактические пособия по ознакомлению с бытом и традициями Руси.
2 раздел - использование народного фольклора в разных видах деятельности
Русский фольклор – богатый источник для развития детей. Для ребят организовывались тематические вечера загадок, например: «Загадки с грядки», «Природные явления в загадках», «Кто в лесу живет?».
Дети выполняли рисунки и аппликации к русским песенкам и потешкам, сказкам, участвовали в инсценировках сказок, делали куколок из ткани.
Дети узнали значение и происхождения устаревших слов: кокошник, косоворотка, кольчуга, булава, заслонка, чугунок, ухват и много других. Это способствовало обогащению словарного запаса и расширению их кругозора.
3 раздел — приобщение детей к народным обычаям и традициями (не читать)
Приобщение детей к народным обычаям и традициям я проводила через этические беседы:
«Почитай родителей своих»,
«За труд говорят спасибо»,
«Доброе дело — говори смело»,
«Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам»,
Были организованы тематические занятия:
«Хлеб - всему голова»,
«Урок мужества»,
«Что мы Родиной зовем?»,
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
С особым интересом прошло спортивное развлечение «Богатырские забавы».
Это помогло создать у детей образ русского человека - он трудолюбивый, заботливый, почитает своих родителей, гостеприимный и хлебосольный, готов отдать жизнь за свою Родину в трудную минуту.
4 раздел — знакомство с народными играми
Русские народные игры имеют нравственную и дидактическую направленность на развитие личности ребенка. Дети знакомились с традиционными русскими игрушками : матрешками, волчками, свистульками. Особый интерес вызвала игра в бирюльки.
Совместно с инструктором по физкультуре в детском саду был организован фестиваль народных подвижных игр. Дети с удовольствием разучивали такие игры, как: Горелки, Пятнашка, Краски, Заря, Ручеек.
Наши дети научились быть сдержанными, действовать по правилам. Они самостоятельно стали объединяться в группы для подвижных игр и научились выбирать водящего с помощью считалок.
5 раздел — участие детей в народных и Российских праздниках
Участие детей в праздниках помогает получить больше знаний о родной культуре, понимать зависимость деятельности людей от природных условий.
В нашем детском саду мы отмечаем как народные праздники, так и общегосударственные.
Обязательно организуется Праздник осени, что символизирует окончание сбора урожая и смену сезонов.
Новый год и Рождество – любимые праздники всех детей. Это праздники волшебства, символизирующие начало нового времени.
В преддверии Сочинской олимпиады мы провели «Новый год в Олимпийской деревне».
Вместе с детьми я разучивала рождественские колядки, рассказывала о святках.
Праздник Масленицы прошел в виде развлечения с веселыми шутками, играми со скоморохами, угощением детей блинами и прощанием с чучелом Масленицы. Дети соревновались в «Петушиных боях» и «Битве подушками». Обязательной традицией в этот день стало перетягивание каната.
К празднику Пасхи в группе для детей была организована продуктивная деятельность с познавательными беседами, росписью яиц.
Еще одна добрая традиция прижилась у нас в ДОУ – День матери. Ведь почитать своих родителей - обязанность всех людей на Руси. Дети изготовили сувениры для своих мам и устроили для них концерт.
В День защитника Отечества и 9 ребята встретились с участниками ВОв, офицерами Российской армии, заранее приготовили для них праздничный концерт и подарки.
Работа с детьми по приобщению к народной культуре не возможна без участия семьи. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа.
В работе с родителями я использую разнообразные формы: (смотреть на слайд)
1) Доклады на родительском собрании:
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье и ДОУ»,
«Традиции нашей семьи»,
«Патриот воспитывается с детства».
2)Организация детских концертов для родителей.
3) Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми:
Конкурсы и выставки семейных поделок «Осенняя фантазия», «Игрушка на елку от нашей семьи», «Подарок саду к юбилею»,
Выставка семейных газет «Героям Великой Отечественной войны посвящается», «Наш любимый детский сад», «Поздравления нашим мамам».
4) Совместная организация фотовыставок:
«Отец. Сын. Внук», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Как мы любим отдыхать», «Лучшие семейные фото», «Наши милые мамы».
5)Участие родителей в играх с детьми на праздниках и развлечениях.
Все это способствовало установлению доверительных отношений с родителями в группе. У родителей появился интерес к проводимой работе. Дети и родители заметно сблизились, что повлияло на воспитание нравственных чувств у детей по отношению к своим близким людям.
Систематизированная работа по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуре привела к положительным результатам (диаграмма) :
-у детей расширились знания о народных праздниках и традициях; сформированы первые представления о культуре своего народа;
-обогатился словарный запас; дети знают и применяют считалки, объясняют пословицы и поговорки, рассказывают сами сказки;
-у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
-у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях : доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
-у детей развиты социальные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;
Мои воспитанники приняли участие в Международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы» и в Международной акции «Кормушка для пичужки» (Организатор акций Международный образовательный портал МААМ. ru). Они были участниками Всероссийского детского творческого конкурса для дошкольников «Иллюстрации к русской народной сказке» (организатор интернет-магазин «Жили-были» на Международном образовательном портале МААМ. ru) и районного конкурса детского рисунка на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус.» посвященному «Празднику труда» в Московской области.
На этом моя работа в данном направлении не заканчивается. В перспективе на будущее я наметила совместно с педагогами нашего детского сада организовать мини-музей деревни Таширово. Ведь воспитание к своей Родине начинается с любви к тому месту, где родился, где ты живешь, где живет твоя семья.
Опытом своей работы я делилась с педагогами и специалистами нашего детского сада и педагогами детских садов Наро-Фоминского района.
Я участвовала в Аукционе творческих талантов среди педагогов нашего ДОУ; провела консультации для воспитателей по темам : «Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью», «Знакомство детей с символикой России», «Моя малая Родина».
Для педагогов детских садов Наро-Фоминского района провела открытое занятие «Сошьем Маше сарафан», принимала участие в районном конкурсе педагогов на лучшую разработку календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми.
В этом году я приняла участие в конкурсе на Премию Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».
Имею публикации в электронных СМИ. Они перед вами на слайде (смотреть слайд) :
1. https://nsportal.ru/node/417679, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Что мы Родиной зовем?» 2012 г. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/11/15/konsultatsiya-dlya-pedagogov-oznakomlenie-s-sotsialno, Консультация для педагогов «Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью» 2012 г. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
3. https://www.maam.ru/detskijsad/referat-ispolzovanie-ruskih-narodnyh-podvizhnyh-igr-v-rabote-pedagogov-dou.html Реферат «Использование русских народных подвижных игр в работе педагогов ДОУ» 2013 г. образовательный проект МАААМ. ru
4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-mladshei-grupe-po-formirovaniyu-celostnoi-kartiny-mira-soshem-mashe-sarafan.html Конспект НОД в младшей группе по формированию целостной картины мира «Сошьем маше сарафан»,2014 г. Международный образовательный портал МААМ. ru
5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-vo-vtoroi-mladshei-grupe-po-komunikaci-sunduchok-s-zagadkami.html Конспект театрализованной НОД во второй младшей группе «Сундучок с загадками» 2014 г. Международный образовательный портал МААМ. ru