Папки-передвижки

Нравственное воспитание детей на традициях своего народа

Юлия Кияметдинова
Нравственное воспитание детей на традициях своего народа
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по теме «Нравственное воспитание дошкольников на традициях своего народа».

Эта тема сейчас актуальна для всех нас. Все чаще нам стараются навязать иностранные обычаи и образы жизни. Это кухня, праздники, политический строй, неформальные течения.

Такая культурная интервенция привела к утрате традиционного российского сознания.

Публикация «Нравственное воспитание детей на традициях своего народа» размещена в разделах

Мною проводился опрос детей и их родителей с целью выяснить уровень компетенции в области русской культуры. Все показатели были отражены в диаграмме.

Опрос показал, что:

наши дети не имеют представления о русских промыслах,

мало кто из детей знает и может назвать и рассказать русские народные сказки, потешки, песенки,

дети не знают народные праздники.

Уровень знаний по тем же показателям у взрослых не так уж высок.

Мы видим, что связь между нашим настоящим и богатым культурным наследие теряется.

Моя цель, как педагога, вызвать интерес детей и их родителей к русской культуре, протянуть и укрепить связующую нить из нашего культурного прошлого к настоящему сознанию молодого поколения.

Для работы в данном направлении мною были поставлены следующие задачи. Их вы видите на экране (смотреть слайд) :

1. Пробудить интерес к истории и культуре России.

2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, обрядах.

5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.

6. Создавать предпосылки к формированию чувства национального достоинства.

7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.

Работа по данной теме проводилась в 3-х направлениях (смотреть слайд) :

-работа с детьми.

-работа с родителями,

-методическая работа.

В работе с детьми я выделила 5 разделов (смотреть слайд) :

1 раздел - создание развивающей среды

2 раздел - использование народного фольклора в разных видах деятельности

3 раздел — приобщение детей к народным обычаям и традициями

4 раздел — знакомство с народными играми

5 раздел — участие детей в народных и Российских праздниках.

Я кратко остановлюсь на каждом разделе.

1 раздел - создание развивающей среды

В детском саду оборудовали мини-музей в виде уголка «русской избы», где разместили предметы, часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики, макет русской печи. Все предметы потрогать, поиграть сними, рассмотреть. В мини-музее проводятся тематические занятия по ознакомлению с бытом на Руси.

В группе организовывались выставки домашней посуды, игрушек с декоративной росписью Гжельских, Городецких, Хохломских и Дымковских мастеров. Были приобретены чистые деревянные заготовки для декоративного рисования. Дети сами могли расписать дощечки, яйцо или матрешку. Также в группе размещен тематический уголок «Народное творчество» с предметами народных промыслов России. Были приобретены книги, наглядные и дидактические пособия по ознакомлению с бытом и традициями Руси.

2 раздел - использование народного фольклора в разных видах деятельности

Русский фольклор – богатый источник для развития детей. Для ребят организовывались тематические вечера загадок, например: «Загадки с грядки», «Природные явления в загадках», «Кто в лесу живет?».

Дети выполняли рисунки и аппликации к русским песенкам и потешкам, сказкам, участвовали в инсценировках сказок, делали куколок из ткани.

Дети узнали значение и происхождения устаревших слов: кокошник, косоворотка, кольчуга, булава, заслонка, чугунок, ухват и много других. Это способствовало обогащению словарного запаса и расширению их кругозора.

3 раздел — приобщение детей к народным обычаям и традициями (не читать)

Приобщение детей к народным обычаям и традициям я проводила через этические беседы:

«Почитай родителей своих»,

«За труд говорят спасибо»,

«Доброе дело — говори смело»,

«Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам»,

Были организованы тематические занятия:

«Хлеб - всему голова»,

«Урок мужества»,

«Что мы Родиной зовем?»,

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

С особым интересом прошло спортивное развлечение «Богатырские забавы».

Это помогло создать у детей образ русского человека - он трудолюбивый, заботливый, почитает своих родителей, гостеприимный и хлебосольный, готов отдать жизнь за свою Родину в трудную минуту.

4 раздел — знакомство с народными играми

Русские народные игры имеют нравственную и дидактическую направленность на развитие личности ребенка. Дети знакомились с традиционными русскими игрушками : матрешками, волчками, свистульками. Особый интерес вызвала игра в бирюльки.

Совместно с инструктором по физкультуре в детском саду был организован фестиваль народных подвижных игр. Дети с удовольствием разучивали такие игры, как: Горелки, Пятнашка, Краски, Заря, Ручеек.

Наши дети научились быть сдержанными, действовать по правилам. Они самостоятельно стали объединяться в группы для подвижных игр и научились выбирать водящего с помощью считалок.

5 раздел — участие детей в народных и Российских праздниках

Участие детей в праздниках помогает получить больше знаний о родной культуре, понимать зависимость деятельности людей от природных условий.

В нашем детском саду мы отмечаем как народные праздники, так и общегосударственные.

Обязательно организуется Праздник осени, что символизирует окончание сбора урожая и смену сезонов.

Новый год и Рождество – любимые праздники всех детей. Это праздники волшебства, символизирующие начало нового времени.

В преддверии Сочинской олимпиады мы провели «Новый год в Олимпийской деревне».

Вместе с детьми я разучивала рождественские колядки, рассказывала о святках.

Праздник Масленицы прошел в виде развлечения с веселыми шутками, играми со скоморохами, угощением детей блинами и прощанием с чучелом Масленицы. Дети соревновались в «Петушиных боях» и «Битве подушками». Обязательной традицией в этот день стало перетягивание каната.

К празднику Пасхи в группе для детей была организована продуктивная деятельность с познавательными беседами, росписью яиц.

Еще одна добрая традиция прижилась у нас в ДОУ – День матери. Ведь почитать своих родителей - обязанность всех людей на Руси. Дети изготовили сувениры для своих мам и устроили для них концерт.

В День защитника Отечества и 9 ребята встретились с участниками ВОв, офицерами Российской армии, заранее приготовили для них праздничный концерт и подарки.

Работа с детьми по приобщению к народной культуре не возможна без участия семьи. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа.

В работе с родителями я использую разнообразные формы: (смотреть на слайд)

1) Доклады на родительском собрании:

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье и ДОУ»,

«Традиции нашей семьи»,

«Патриот воспитывается с детства».

2)Организация детских концертов для родителей.

3) Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми:

Конкурсы и выставки семейных поделок «Осенняя фантазия», «Игрушка на елку от нашей семьи», «Подарок саду к юбилею»,

Выставка семейных газет «Героям Великой Отечественной войны посвящается», «Наш любимый детский сад», «Поздравления нашим мамам».

4) Совместная организация фотовыставок:

«Отец. Сын. Внук», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Как мы любим отдыхать», «Лучшие семейные фото», «Наши милые мамы».

5)Участие родителей в играх с детьми на праздниках и развлечениях.

Все это способствовало установлению доверительных отношений с родителями в группе. У родителей появился интерес к проводимой работе. Дети и родители заметно сблизились, что повлияло на воспитание нравственных чувств у детей по отношению к своим близким людям.

Систематизированная работа по приобщению детей и родителей к истокам русской народной культуре привела к положительным результатам (диаграмма) :

детей расширились знания о народных праздниках и традициях; сформированы первые представления о культуре своего народа;

-обогатился словарный запас; дети знают и применяют считалки, объясняют пословицы и поговорки, рассказывают сами сказки;

детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;

детей формируются представления о морально-нравственных ценностях : доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

детей развиты социальные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;

Мои воспитанники приняли участие в Международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы» и в Международной акции «Кормушка для пичужки» (Организатор акций Международный образовательный портал МААМ. ru). Они были участниками Всероссийского детского творческого конкурса для дошкольников «Иллюстрации к русской народной сказке» (организатор интернет-магазин «Жили-были» на Международном образовательном портале МААМ. ru) и районного конкурса детского рисунка на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус.» посвященному «Празднику труда» в Московской области.

На этом моя работа в данном направлении не заканчивается. В перспективе на будущее я наметила совместно с педагогами нашего детского сада организовать мини-музей деревни Таширово. Ведь воспитание к своей Родине начинается с любви к тому месту, где родился, где ты живешь, где живет твоя семья.

Опытом своей работы я делилась с педагогами и специалистами нашего детского сада и педагогами детских садов Наро-Фоминского района.

Я участвовала в Аукционе творческих талантов среди педагогов нашего ДОУ; провела консультации для воспитателей по темам : «Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью», «Знакомство детей с символикой России», «Моя малая Родина».

Для педагогов детских садов Наро-Фоминского района провела открытое занятие «Сошьем Маше сарафан», принимала участие в районном конкурсе педагогов на лучшую разработку календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми.

В этом году я приняла участие в конкурсе на Премию Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».

Имею публикации в электронных СМИ. Они перед вами на слайде (смотреть слайд) :

1. https://nsportal.ru/node/417679, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Что мы Родиной зовем?» 2012 г. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/11/15/konsultatsiya-dlya-pedagogov-oznakomlenie-s-sotsialno, Консультация для педагогов «Ознакомление с социально значимой трудовой деятельностью» 2012 г. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

3. https://www.maam.ru/detskijsad/referat-ispolzovanie-ruskih-narodnyh-podvizhnyh-igr-v-rabote-pedagogov-dou.html Реферат «Использование русских народных подвижных игр в работе педагогов ДОУ» 2013 г. образовательный проект МАААМ. ru

4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-mladshei-grupe-po-formirovaniyu-celostnoi-kartiny-mira-soshem-mashe-sarafan.html Конспект НОД в младшей группе по формированию целостной картины мира «Сошьем маше сарафан»,2014 г. Международный образовательный портал МААМ. ru

5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-vo-vtoroi-mladshei-grupe-po-komunikaci-sunduchok-s-zagadkami.html Конспект театрализованной НОД во второй младшей группе «Сундучок с загадками» 2014 г. Международный образовательный портал МААМ. ru

Публикации по теме:

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей на традициях своего народа
Опубликовано: 18 января 2015 в 22:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание детей на традициях своего народа» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кияметдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД