Ирина Ходаковская
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Проект «Все работы хороши»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проекта
«Труд горек, а плод его сладок. Не откладывай на завтра то,
что можно сделать сегодня»
Выдающиеся советские педагоги Надежда Константиновна Крупская и Антон Семёнович Макаренко неоднократно подчёркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, Проект „Все работы хороши“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Первый опыт морального поведения складывается у ребёнка в процессе общения со взрослыми. Потребность в общении – важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность ребёнка. Конечно, содержание общения должно быть педагогически ценным, тогда оно окажет на ребёнка нужное нравственное воздействие. Но часто взрослые ведут себя не корректно в присутствие своего ребёнка, поэтому нам, педагогам, необходимо привить первые основы нравственного воспитания.
Нравственное воспитание одно из важнейших сторон общего развития дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности. В процессе нравственного воспитания у ребёнка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, воспитываются уважительные отношения к труду взрослых и результатам их труда.
В развитии ребёнка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре.
В игре начинают закладываться основы будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии, а также различные поручения родителей и воспитателей. Переход от игры к серьёзной деятельности осознаются ребёнком как важное, одобряемое окружающими дело. Это отношение к труду следует поддерживать. Необходимо вооружить детей умениями, без которых невозможно достижение цели. Так, они должны представлять результат деятельности, уметь приложить волевое усилие для доведения дела до конца, планировать свои действия.
Пятый год жизни отличается приобщением детей к более широкому кругу видов деятельности. Опыт нравственного поведения переносится из одного вида деятельности в другой. Игра остаётся ведущей деятельностью, поэтому поведение в ней является определяющим для формирования умения самостоятельно выполнять правила других видов деятельности. Дети данного возраста в большинстве случаев в ходе игры проявляют доброжелательность, делятся игрушками со сверстниками. Большую значимость для развития личности имеет «социальное научение» : ребёнок внимательно наблюдает за поведением и отношениями взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу, также как и не учтивость и эгоизм, - вызывает резонанс, оставляет след в сознании ребёнка.
И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребёнку надёжный ориентир в сложном мире человеческих отношений.
Образовательная область: нравственное воспитание через знакомство с профессиями.
Вид проекта : сюжетно - игровой
Цель проекта : Создание условий для развития нравственного воспитания через знакомство с профессиями.
Задачи проекта :
1. Углублять знания детей о труде работников разных профессий.
2. Развитие памяти, речи, мышления, воображения. Развитие мелкой моторики, координации движения.
3. Способствовать развитию позитивного отношения ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе, к труду взрослых.
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители, педагог-психолог, инструктор по изобразительной деятельности, инструктор по физическому воспитанию, сотрудники автотранспортного предприятия, врачи больницы, продавцы магазина, мастера парикмахерской.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2009 – август 2010 год
Формы реализации проекта : экскурсии, чтение рассказов, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, слайдов, фотографий, дидактические игры, упражнения на координацию речи с движениями, занятия, встречи с интересными людьми, конкурсы.
Материально – технические обеспечение: развивающая среда, видеозаписи, атрибуты к играм, музыкальный центр, слайды, помещение магазина «Кора», помещение парикмахерской «Златовласка», помещение аптеки «Айболит», автопредприятие.
Методическое обеспечение :
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду, Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно – ролевые игры, Буре Р. С., Воробьёва М. В., Давидович В. Н. Дружные ребята.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Сентябрь
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Создание развивающей среды для сюжетно – ролевой игры в помещении группы
Октябрь
Методика выявления уровня коммуникативных способностей детей.
Методический час по составлению плана со специалистами ДОУ.
Родительское собрание.
«Участвуем в проекте «Все работы хороши».
Основной этап 2013-2014
Ноябрь
Беседа на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Сбор иллюстраций, фото, слайдов с представителями разных профессий.
Рассматривание фото, иллюстраций, слайдов и т. д.
Экскурсия в АТП
Изготовление атрибутов к с/р игре «Шоферы»
Декабрь
Знакомство с расположением с/р игры в группе.
Д/и «Для чего нужен предмет?»
(закрепление знаний о назначений предмета)
Организация с/р игры «Шоферы».
Занятие по рисованию «Машины нашего города».
Январь
Беседа с детьми на тему «Кто работает в магазине?»
Изготовление альбома
Рассматривание альбома
Экскурсия в магазин
д/и «День и ночь»
Февраль
Организация с/р игры «Магазин»
Изготовление атрибутов к игре из соленого теста
Чтение художественной литературы : «Все работы хороши»
Встреча с интересными людьми:
Рассматривание иллюстраций к книге «Айболит» К. Чуковский
д/и «Не ошибись»
Март
Изготовление атрибутов к с/р игре
«Больница»
Занятие на тему: «Кто больше назовёт действий» (развитие сообразительности, активизация словаря)
д/и «Кто быстрее соберёт»
игра: «Для чего нужен предмет?»
Организация с/ р игры: «Больница»
Апрель
Интегрированное занятие на тему:
«Айболит спешит на помощь»
Заучивание стихотворения Д. Дриз «Добрые слова»
П/ и: «Красный, желтый и зелёный»
Игра «Путешествие по городу» (объединить игры «Шофёры», «Больница», «Магазин» в один игровой сюжет)
Изготовление атрибутов к игре «Подбери одежду по сезону»
Май
Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
Просмотр слайдов на тему: «Моя мама парикмахер»
Экскурсия в парикмахерскую
Д/ и: «Кем быть»
Июнь
Упражнения на зарядке по координации речи с движениями: «Профессии»
Заучивание стихотворения Е. Благининой: «Подарок»
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Парикмахер»
Игра: «Знакомство»
Сюжетно – ролевая игра: «Парикмахерская»
Июль
Заключительный этап
Беседа на тему: «Расскажите о своей профессии»
Д/и «Не ошибись» (с использованием карточек)
Аппликация – конструирование «Парикмахер»
Сюжетно – ролевая игра: «Больница»
Август
Подбор материала к выпуску книги «Все работы хороши»
День открытых дверей
Игра: «Путешествие по городу мастеров» ( объединить все игры: «Шофёры», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» в один игровой сюжет)
Изготовление книги: «Все работы хороши»
Разучивание песни: «Дружба»
Примечание: все игры, которые используются в проекте, представлены в приложениях 1, 2.
Ожидаемый результат проекта :
Дети познакомились с профессиями, трудом продавца, врача, водителя, парикмахера.
Умеют подбирать самостоятельно атрибуты к сюжетно – ролевой игре.
Научились в игре проявлять доброжелательные отношения друг к другу.
Продукт проекта : книга «Все работы хороши - выбирай на вкус
Приложение 1
Игры с детьми
«Знакомство»
Цель: поднять настроение у детей, способствовать возникновению интереса друг к другу.
Ход:
Дети вместе с воспитателем сидят в кругу. Воспитатель первым называет своё имя бросает мячик ребёнку, который должен также назвать себя и передать мячик другому. И так по кругу. В случаи затруднения ребёнка следует задать ему наводящий вопрос.
«Комплемент»
Цель: поднять настроение у детей, способствовать появлению уверенности в себе.
Ход:
Дети вместе с педагогом садятся в круг, педагог предлагает детям сказать своему соседу несколько приятных слов, начиная: Мне нравится в тебе …
(можно повторить в обратном направлении)
«Добрые слова»
Цель: освоение коммуникативных умений, развитие у детей интереса к другим людям, повышение значимости другого.
Ход:
Педагог предлагает вспомнить или придумать добрые слова с которыми можно было бы обратиться к своему другу, продавцу, парикмахеру, врачу и т. д. Можно попросить детей изобразить сцены обращения с добрыми словами к окружающим.
Инсценировка ситуаций
Цель: овладение вербальными и невербальными средствами общения, освоения коммуникативных навыков.
Ход:
Педагог предлагает детям сначала решить данные ситуации в вербальном плане, а затем разыграть их.
В группу пришёл новый мальчик или девочка, и ты остался с ним
наедине… Что ты будешь делать?
Если обидели твоего друга, что ты будешь делать?
Если у тебя забрали твою любимую игрушку, что ты будешь делать?
.
Упражнение «Шофёры»
Едем, едем на машине,
(имитируем движения рулём)
Нажимаем на педаль.
(ногу сгибают, вытягивают)
Газ включаем, выключаем,
(воображаемый рычаг поворачивают)
Смотрим пристально мы вдаль
(приставляют ладонь колбу)
Дворники» счищают капли,
(руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки влево, вправо).
Влево, вправо, чистота!
Волосы ерошит ветер
(над головой пошевеливают пальцами рук)
Мы – шофёры хоть куда!
(поднимают вверх большой палец руки).