Анжела Коротченко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (проектное задание)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Воспитание нравственности у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны. Воспитать новое поколение, с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры. Поэтому в настоящее время возрастает интерес к корням, обычаем русского народа, которое долгое время были в забвении.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (проектное задание)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством формирования их нравственных, патриотических чувств и развития духовности.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры должно отводить важное место для:
- воспитание любви к Родине, родному городу
- формирование основ моральных качеств
- формирование нравственных чувств
- возрождение национальной памяти (традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство.)
Актуальность проекта необходима педагогам, т. к. в наши дни нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Поэтому так важно теперь возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу.
Гипотеза. Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Цель: реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных качеств у детей посредством знакомства с русским народным творчеством.
Задачи :
1. Изучить имеющуюся литературу по воспитанию нравственных качеств детей.
2. Определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств в образовательном пространстве детского сада.
3. Разработать систему тематического планирования.
Глава 1
Тенденции развития нравственного воспитания дошкольников
Проблема нравственного воспитания всегда была актуальна в исследованиях педагогов и психологов. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых: О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Б. Т. Лихачева, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, а также исследования итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.
С. А. Козлова и Т. А. Куликова рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретно общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия выражения к людям, природе, самому себе.
Нравственное воспитание включает в себя формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает к воспитанию верный ключ к сердцу человека…», именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям и национальной культуре нашего народа.
В справочниках научной литературы понятные определения «нравственности» следующие:
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное развитие – это процесс, с помощью которого дети анализируют общественные понятия, что такое хорошо и что такое плохо.
Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношении с другими людьми ценности, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.
Нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.
Народное творчество – это художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.
Народная культура – это совокупность отдельных направлений, видов, жанров, объектов.
С. А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
В. Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитанника и требования с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель облагораживания человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Качества умного, воспитанного человека не рождаются вместе ребенком, они приходят, в процессе формирования человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Начиная работу по проекту «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей» нами выделены три основных параметра нравственного воспитания :
1. Осознание нравственных категорий (т. е. наличие у детей представления о нравственных категориях, личностных качеств человека, нравственно-правовых знаний и знаний правил поведения, норм взаимоотношений с окружающими).
2. Наличие ценностных ориентаций (насколько у ребенка развита эмоционально-чувственная сфера, личностное принятие нравственных знаний).
3. Сформированность отношений к окружающим людям (сформированность нравственных отношений в поведении, наличие активности у дошкольника в разных видах деятельности, оценочные суждения об окружающих людях).
Исходя из этого, составлен перспективный план работы, который включает 5 тематических блоков:
1. Устное народное творчество;
2. Обрядовые праздники;
3. Народные игры;
4. Русское народное пение;
5. Декоративно-прикладное искусство
Поставленные задачи в каждом блоке решаются во всех видах детской деятельности: на интегрированных занятиях (изо деятельность, физическая культура, музыкальная деятельность, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только нравственные качества, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками. Каждый блок содержит разработки непосредственно образовательной деятельности, бесед, праздников.
Достоинства разработок заключаются в том, что
• Они органически вписываются в общую образовательную программу детского сада, помогая решить поставленные задачи специфическими формами и средствами;
• Предусматриваются в динамике, по ступенчатому признаку развитие нравственных знаний, умений и навыков у дошкольников, в том числе и народного материала;
• Акцентируют внимание на знаниях, умениях и навыках с учетом возрастных особенностей дошкольников;
• Предусматривают тесное взаимодействие с социальными учреждениями города: краеведческим музеем, хором русской песни.
При проведении непосредственно образовательной деятельности направлена:
• Создание положительной познавательной мотивации детей;
• Организацию их внимания;
• Активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса дошкольников;
• Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.
Каждое мероприятие включает материал близкий, интересный и доступный детям. Характерными особенностями является повторное обращение к одним и тем же объектам; таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, навыки.
Среди средств обучения не маловажную роль играют:
• Специально подобранный материал;
• Игрушки, карточки, иллюстрации, предметы старины и др. ;
• Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно-творческая игра;
• Разучивание потешек, народных песен, пословиц, поговорок и т. д. ;
• Инсценирование сказок, стихов и песен;
• Разучивание народных игр;
• Просмотр видео материалов.
Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок; рассматривания иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Словесный метод наиболее эффективен в процессе чтения литературных произведений воспитателем, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателем; ответов на вопросы педагога детьми; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам; иллюстрациям, моделирование сказок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения художественной литературы.
Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные и др.); приготовить с детьми различные блюда; оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку сказок, викторин, конкурсов; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников.
Нам хочется надеяться, что наше будущее поколение усвоит вечные ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.