Куликова Ирина
Конспект НОД «Здравствуй, весна!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»
НОД
Здравствуй, весна.
Воспитатель: Куликова И. А.
г. Рязань, 2020г.
НОД в средней группе «Здравствуй, весна!»
Цель: Создать условия для уточнения характерных признаков весны.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о последовательности изменений в природе весной;
• Актуализация знаний по теме «Весна»;
Публикация «Конспект НОД „Здравствуй, весна!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• Совершенствовать умение подбирать прилагательные и глаголы к существительному. (Солнышко какое? Лучистое, светлое и т. д. Что делает солнышко? Светит, припекает и т. д.);
• Содействовать усвоению детей составлять рассказ по опорным картинкам;
• Выявлять простейшие причинно-следственные связи;
• Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности.
Развивающие:
• Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
• Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление;
• Развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей.
Воспитательные:
• Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;
• Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно-следственной связи: где быстрее тает;
Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры.
Материалы и оборудование: презентация, дидактическая игра «Подбери слово», физкультминутка «Ручей», «Подснежники просыпаются», игра «Какие почки на дереве», дерево, скворечник, картинки с птицами,
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними! Встаньте в круг, возьмитесь за руки, посмотрите, друг на друга, подарите всем улыбку.
Психогимнастика «Улыбка».
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Отгадайте загадку.
Воспитатель:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла….
Дети: Весна.
Слайд «Весна»
Воспитатель: - Правильно. Ведь это пришла весна — волшебная и ласковая. Дыхание весны мы уже чувствуем вокруг себя. Сегодня мы с вами поговорим о весне, и не просто поговорим, а будем учиться составлять рассказ о весне. В создании рассказа нам помогут картинки - знаки, мы с вами вспомним, о чем говорит нам каждая картинка.
- В таком хорошем настроении пройдем и сядем на стульчики.
(Воспитатель предлагает всем сесть).
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, какая самая главная примета весны?
Дети: Теплое, яркое солнышко.
Воспитатель:
Среди неба голубого
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это – солнце.
Слайд «Солнце» (символ)
Воспитатель: - Итак, о чем нам говорит первый символ?
Дети: Яркое солнце, голубое небо.
Воспитатель: - Давайте поиграем и расскажем солнышку, какое оно?
Дидактическая игра: «Подбери слово»
Воспитатель: - Положите в ладошки мне красивые слова о солнце.
- Солнце, какое? (Дети называют прилагательные о солнце).
Солнце: Круглое, желтое, красное, теплое, яркое, ласковое, лучистое, веселое, восходящее, высокое, горячее, доброе, жаркое, золотистое, лучезарное, лучистое, нежное, огромное, оранжевое, ослепительное, палящее, приветливое, радостное, румяное, сверкающее, светлое, сияющее, теплое, яркое.
Воспитатель «подбрасывает» слова и обращает внимание детей на изображение солнца, на экране.
Воспитатель: - Ребята! Как мы рады ласковому весеннему солнышку.
Слайд № 4
Воспитатель: - Солнышко что делает?
Примерные ответы детей: Светит, припекает, греет, улыбается, радуется.
Слайд «Ручьи» (символ)
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на следующий символ.
- Что происходит со снегом весной?
Дети: Снег тает и превращается в воду, появляются лужи и ручейки. (Снег становится грязным, тает, бегут ручьи)
Воспитатель: - Ручейки, что делают?
Дети: Журчат.
Воспитатель: - Что, значит, журчат ручьи?
Журчание ручья – это звук, вода в ручье движется и получается звук.
Воспитатель: - А что вы любите делать с ручейками и лужами?
Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.
Воспитатель: - Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?
Дети: Опасное.
Воспитатель: - Почему?
Дети: Можно промочить ноги и заболеть.
Воспитатель: - Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?
Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.
Воспитатель: - Молодцы. Это тоже чудо весны - звонкие ручейки, лужицы.
Физкультминутка «Ручей»
Бежал ручей по камушкам, бежал, бежал, бежал (бег на месте)
Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал (присели)
То снова он пустился вскачь (бег на месте)
То будто бы уснул (присели).
Увидел речку прыг туда (прыжок вперед)
И тихо утонул (присели)
Воспитатель: - Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее.
Согрело землю, и появляются проталины.
Слайд «Проталины» (символ)
Воспитатель: - Что появляются?
Дети: Проталины.
Воспитатель: - Что такое проталины?
Дети: Проталина – это островки земли, освободившиеся от снега.
Воспитатель: - Правильно. Что можно увидеть на проталинах?
Дети: На проталинах появляются трава и цветы-подснежники.
Слайд «Цветы» (символ подснежники)
Воспитатель: - Правильно! Эти цветы называются подснежники.
- Кто знает, почему они так называются?
Примерные ответы детей: Они растут как будто из-под снега, подснежники появляются ранней весной, как только начинает таять снег.
Воспитатель: - Правильно, ребята! Иногда, кажется, что цветы проросли прямо из-под снега. Поэтому их называют – подснежники!
- А скажите, подснежники можно рвать?
Примерные ответы детей: Нет.
Слайд «Запрещение» (рвать цветы и траву запрещено)
Воспитатель: А мы с вами даже стихотворение знаем «Почему нельзя рвать цветы» давайте вспомним. (Дети совместно с воспитателем рассказывают стихотворение)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель: - К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут. А сейчас, мы с Вами побываем подснежниками.
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Физкультминутка “Подснежники просыпаются”
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: - Молодцы! А какими цветочками вы сейчас были?
Ответы детей: Подснежниками.
Воспитатель: - Посмотрите сколько разнообразных первоцветов, первых весенних цветов бывает, какие они красивые.
Слайд «Первые весенние цветы»
Демонстрация слайдов (крокус, мать-и-мачеха, прострел, подснежник)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какое еще весеннее чудо бывает?
СЛАЙД «Деревья» (символ)
Воспитатель: - О чем нам расскажет следующая картинка? (дерево)
Дети: Весной на деревьях набухают почки. Появляются листья на деревьях.
Воспитатель: - Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд. Вот сколько у весны чудес.
Игра «Какие почки на дереве»
Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что на деревьях набухают почки.
Какие почки на березе? – березовые.
Какие почки на дубе? – дубовые.
Какие почки на рябине? – рябиновые.
Какие почки на осине? – осиновые.
Какие почки на клене? – кленовые.
Воспитатель: - Ребята, а мы продолжаем говорить о весне.
Слайд «Птицы» (символ)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на следующий символ.
- Что делают весной птицы?
Дети: Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы, птицы вьют гнезда, выводят птенцов.
Дети подходят к дереву, на дереве скворечник и весят картинки, с птицами. (Грач, скворец, жаворонок, трясогузка, ласточка).
Воспитатель: Ребята, подойдите к дереву.
Воспитатель: - Назовите, каких вы видите птиц на дереве?
Ответы детей.
Воспитатель: - Сколько их?
Дети: 5.
Воспитатель: - Какую помощь мы можем оказать перелетным птицам?
Дети: Мы можем сделать для них скворечники.
Воспитатель: А какую помощь они оказывают нам?
Дети: Уничтожают вредных насекомых.
Воспитатель: - Какие изменения происходят в жизни животных весной.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
Слайд «Животные»
Дети: Некоторые животные просыпаются от зимней спячки – медведи, ежи; другие животные меняют окраску шерсти – зайцы, лисы, белки. У животных появляется потомство.
Воспитатель: Отгадаете загадку:
Кузнечик, бабочка, пчела,
И муравей и стрекоза,
И даже муху позовём.
Но как их всех мы назовём?
Слайд № 13
Воспитатель: - Как все эти живые существа называют, одним словом?
Дети: Это насекомые.
Слайд «Насекомые»
Воспитатель: - Ребята, а с приходом весны, происходят изменения и у людей.
- Какие изменения весной у людей?
Слайд «Труд людей» (символ)
Дети: Люди одевают легкую одежду, капают в садах и огородах, ухаживают за деревьями.
Воспитатель: - Сегодня к нам в гости прилетала птица. Как вы думаете, кто эта птица? (звучит голос, внести Каркушу, в клюве картинка – символы).
- Она хочет, чтобы вы по картинкам рассказали ей о весне.
Воспитатель предлагает детей посмотреть схему о весне, составить рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощница-таблица. Рассмотрите таблички о весне. Давайте вспомнить, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.
Слайд мнемотаблицы
Составление рассказа. (3-4 ребенка)
(солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, одеваем легкую одежду).
Да, весна замечательное время года!
Воспитатель проводит с детьми анализ занятия, задает вопросы детям.
- О чем мы сегодня говорили.
- Что понравилось больше всего?
Давайте дружно скажем: «Мы рады приходу весны!»