Наталья Хоружая
НОД в подготовительной группе «Краски Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цель: научить работать восковыми мелками во взаимодействии с акварелью, выполнить в смешанной технике работу «Краски Севера»
Задачи:
• Учить работать с восковыми мелками и акварелью;
• Продолжить освоение передачи объема с помощью обрывной аппликации;
• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение создавать выразительные образы.
• Развивать чувство цвета, формы и композиции, мелкую моторику кистей рук.
Публикация «НОД в подготовительной группе „Краски Севера“» размещена в разделах
• Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
• Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями и отражать впечатления в изобразительном творчестве.
Словарь: Арктика, Полярное сияние, мерцать, серебриться.
Материалы:
Белая бумага А-4, гофрированная бумага, акварельные краски, восковые мелки, клей, салфетки, вата, кисти, баночки с водой, подставки, клеенки, шаблоны белых медведей.
Предварительная работа.
- Беседа «Кто живет на Севере?»
- Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.
- Игра «Зоологическое лото».
- Чтение рассказов: И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин?»
- «Почемучка» - «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»
- Чтение сказки – «Почему у медведя нос черный?»
- Загадки
- Рассматривание иллюстраций
Ход НОД:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваются: "Доброе утро"
– Доброе утро и солнцу и птицам
– Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Там деревьям не растётся,
Там и речкам не течётся,
лишь косматая пурга
Кружит белые снега.
Под промёрзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут потом вдали
Ледяные корабли…
Ребята, а вы хотите побывать на Северном полюсе?
Слайд 2 («Цветик-семицветик»)
- Отправится в путешествие нам поможет Цветик-семицветик.
- Для того чтобы произошло чудо надо сказать волшебные слова.
«Лети, лети лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по- моему вели
Вели, чтобы мы с ребятами отправились в путешествие в Арктику.
Закройте глаза и покружитесь. (Слайд 3)
Ой, как здесь холодно, давайте согреемся!
Растираем мы ладошки
Трем, трем, трем,
А потом, конечно, их мы
Разомнем.
Будем поднимать ладошки вверх и вниз,
И, конечно, ждет нас всех
Большой сюрприз.
Мы ладошки разотрем,
И здоровье сбережем.
Не страшны нам холода,
Коль здоровы мы всегда.
Растираем наши ушки,
Трем, трем, трем
А потом покрепче ушки
Мы прижмем.
Будем дергать посильнее
Вверх и вниз,
И, конечно, ждет нас всех
Большой сюрприз
Если ушки мы потрем,
То здоровье сбережем,
Не страшны нам холода,
Коль здоровы мы всегда.
Будьте здоровы!
(Слайд 4)
Знаком ли вам персонаж замечательного мультфильма Умка? Кем он был?
Совершенно верно! Умка и его мама, белые медведи, которые живут в приполярных областях на Северном полушарии Земли. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
В гостях у Умки мы сможем познакомиться с удивительным явлением! А как оно называется? Отгадаем загадку! (Слайд 5)
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает -
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние? -
Это -. (северное сияние) Верно, северное сияние, или полярное сияние.
стихотворение (Ксения) (Слайд 6)
Полярное сияние увидишь ты –
И, кажется, что сбудутся все, все твои мечты!
Оно то вроде хмурится, то будто слезы льет,
То улыбнется, кажется, и вдруг – совсем уйдет.
Оно прекрасней радости, красивей, чем мечты,
Оно – сестренка радуги и дочка темноты.
Итак, какое же световое явление мы сможем с вами увидеть на Северном полюсе?
- Полярное сияние. (Слайд 7)
- Это самое красивое и не забываемое чудо. Оно бывает разным по форме и по цвету.
- Когда-то, очень давно люди верили, что в небе сражаются великаны.
Бьются они острыми копьями, так, что искры летят. На самом деле такую красоту дарит нам солнце. Иногда на солнце происходят взрывы, и солнечные частички сталкиваются с воздухом, который окружает нашу землю и он начинает светиться, сверкать, серебриться, мерцать разными цветами.
Словно искусный мастер кистью, смешивая краски, Вселенная рисует захватывающие дух картины на ночном небе планеты Земля. Молочно-розовый, зеленый, синий, ярко-красный, люминесцентно-белый — палитра Великого художника бесконечна и ни одна его картина не повторяет сюжет предыдущей.
А теперь ребята давайте изобразим полярное сияние. (Слайд 8)
Мы уже знаем, что акварель – уникальный, можно сказать, волшебный художественный материал, который отличается от гуашевых красок своей прозрачностью, легкостью, но и сложностью работы с ним. Вы помните, что акварель “не терпит” больше 3-х слоев краски и поэтому работать с ней нужно очень аккуратно, осознанно, зная точно, какой цвет надо нанести?
- Молодцы!
А вот восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре, то есть следу на листе яркие композиции. А сочетание акварели и восковых мелков может дать совершенно неожиданный эффект, но какой - мы увидим позже! Это сюрприз!
Северное сияние может охватить всё небо, а выглядеть редкими сполохами (зарницами) где-то в вышине. Простым карандашом, слегка нажимая, на белом листе изобразим границы каскадов северного сияния, внутри которых потом будем работать восковыми мелками.
- Справились? Замечательно!
Теперь начнем рисовать полярное сияние цветными палочками - восковыми мелками, готовим мелки цветов полярного сияния (белый, розовый, голубой, зеленый, желтый). Начнем работать мелком белого цвета: положим мелок боковой стороной и начнем широко тушевать “туда-сюда”, не отрывая мелок от бумаги, получился первый каскад света, который спускается с неба на землю. Добавляем каскад желтого цвета, тушуем так, чтобы мелки смешивались – накладываем слегка один цвет на другой. Также доделаем каскады света розовым, голубым и зеленым цветами, штрихи можно наносить короткими линиями, иногда можно растирать пальцем, иногда оставлять яркие штрихи чистым цветом. Попробуем также вести линии каскада снизу вверх.
- Молодцы! Справились с изображением полярного сияния с помощью восковых мелков.
Полярное сияние можно увидеть только глубокой ночью (в отличие от радуги, которую мы наблюдаем днём при выглядывающем из-за дождевых туч солнышке). Поэтому все остальное пространство листа нужно покрыть черным, темно-синим или темно-фиолетовым цветом. Теперь возьмем акварельные краски, и с помощью цветовой растяжки, как мы уже умеем, заполним все пространство листа, работаем красками даже поверх каскадов полярного сияния, вы увидите, как акварельная краска поможет восковым мелкам показаться во всей своей красоте! Лишнюю краску мы можем аккуратно убрать кистью.
Динамическая пауза (Слайд 9)
Теперь, когда мы сделали замечательный фон с помощью восковых мелков и акварельной краски, давайте завершим композицию “Белые медведи и полярное сияние”. Для этого нам понадобится белый лист бумаги, клей. Мы приклеим льдины и айсберги из равно смятой бумаги, по желанию можно сделать и не из смятой бумаги. Приступаем к равномерному смятию бумаги, не спешите, выполняйте работу аккуратно.
Теперь приклеиваем льдины, айсберги на подготовленный фон.
Для завершения работы, нам осталось “посадить” на льдины и айсберги –белых медведей. Силуэты обклеить кусочками ваты. Успехов!
Давайте сейчас все вместе ещё раз посмотрим на чудесное явление – полярное сияние, с которым нас познакомил житель Арктики – белый медвежонок Умка. Ребята, у вас получилось необыкновенно красивое северное сияние!
Вот так чудо-чудеса!
Кто украсил небеса
Переливчатой каймой
С разноцветной бахромой?
Хоть полярной долгой ночью
Солнышко всходить не хочет,
Все же шлет оно привет –
Яркого сиянья свет!
-Ребята, давайте попросим Цветик-семицветик отправить обратно нас в детский сад. (Слайд 2)
Лети, лети лепесток…
Вели, чтобы мы с ребятами
Оказались в детском саду.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Ребята, которые первыми выполнят работу, будут «экспертами». Они будут отмечать самые интересные, оригинальные аппликации, т. е. работы «с изюминкой», с фантазией.
В заключение дети рассматривают получившуюся композицию на тему “Белые медведи и полярное сияние” и делятся своими впечатлениями: Что они узнали нового? Понравилось им или нет? (Слайд 10)