Татьяна Люльченко
НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) в подготовительной к школе группе «Чудеса Краснодарского края»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД разработала воспитатель первой категории Губа Татьяна Владимировна МБДОУ детского сада комбинированного вида №12, Каневского района Краснодарского края.
Главной задачей является расширение и закрепление представлений и знаний детей о родном Краснодарском крае, столице Кубани, станице Каневской, о природе своей малой Родины. Дети знакомятся с казачьей утварью, обогащают лексику названиями предметов быта.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
У детей формируется творческий интерес к истории своего народа, обогащаются знание о главном ремесле своих предков, выращивании хлеба.
Используются в речи стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Воспитываются патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к труду крестьян.
«Чудеса Краснодарского края»
конспект НОД в области познания (формирование целостной картины мира) в подготовительной к школе группе. Разработала воспитатель первой категории Губа Татьяна Владимировна МБДОУ детского сада комбинированного вида №12, Каневского района Краснодарского края.
Программные задачи:
• Способствовать расширению и закреплению представлений и знаний детей о родном крае, столице Кубани, станице Каневской, природе;
• Обогащать лексику детей названиями предметов быта, казачьей утвари;
• Активировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь «прошлое-настоящее».
• Формировать умение создавать словарный ряд, связную речь, побуждать использовать в речи прилагательные и наречия;
• Продолжать формировать знание о хлебе;
• Учить использовать в речи стихи, пословицы и поговорки о хлебе;
• Развивать творческий интерес к истории своего народа;
• Закреплять мелкомоторные навыки посредством лепки из солёного теста;
• Воспитывать патриотические чувства – любви к Родине, уважение к труду крестьян.
Материал:
Цветок «Цветик - семицветик», карта Краснодарского края, карточки с изображением птиц, зверей, деревьев Кубани, фонограмма: «Гимн Краснодарского края», песня казачьего хора, колосья пшеницы и цветные ленточки, морская звезда, камни ракушки из моря, плакат «Найди рыбок», соленое тесто, скалка, миска, салфетки для рук.
Казачья комната в мине музее ДОУ, казачка Александровна в национальном костюме.
Ход НОД
Воспитатель входит в групповую комнату.
- Мне сказали, что в этой группе ребята любят чудеса. Это
так?
- Я вы хотите поискать чудо, хотите отправиться в
путешествие?
- И чудеса эти находятся не в далеких странах, а рядом с
нами.
- Саша, как ты думаешь, на чем мы будем путешествовать?
- А ты, Алена как считаешь?
- Ребята, а я вам предлагаю сделать это с помощью
волшебного цветка -цветика-семицветика.
- Вы помните, слова, которые говорила девочка Женя для
исполнения желаний?
Лети, лети лепесток
Через Запад, на Восток
Через Север, через Юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему, вели.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза ладошками.
Отрывает лепесток, и все вместе проговаривают слова.
Воспитатель подводит детей к карте Краснодарского края.
- Ребята, мы живем в красивейшем уголке нашей страны.
- А как называется наш край?
- А как одним словом можно назвать место, где мы живем? (Кубань)
Воспитатель:
- Как называется самая большая река Краснодарского края (Кубань)
- Мы знаем, что в нашем крае очень богатая природа. (Да)
- Знаете ли вы, какие рыбы водятся в реках нашего края? (Карась, окунь, щука, лещ….)
- А какие звери водятся в лесах? (Кабан, лось, заяц, лиса….)
- Назовите птиц Кубани? (Ворона, воробьи, ласточки, скворцы, синицы….)
- Какие породы деревьев растут в Краснодарском крае? (Тополь, липа, каштан, клён, ясень, берёза….)
Воспитатель:
- Правильно, чего только нет у нас на Кубани! Видите, карта раскрашена желтым цветом. Это не пустыня. А наоборот, богатейшие поля пшеницы, кукурузы, подсолнечника. Это все потому, что у нас южный, теплый климат и плодородная земля - чернозем, которая дает богатые урожаи.
- Плодородная земля - это и есть первое чудо Краснодарского края.
Воспитатель отрывает лепесток, и вместе проговаривают слова.
Подводит детей к стенду.
Звучит фонограмма «Гимн Краснодарского края»
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, как называется главный город, столица Кубани?
- Правильно. Краснодар. Только давно, в старые времена город Краснодар назывался по-другому Екатеринодар.
- А назвали его так потому, что строили его казаки на земле, которую им подарила царица Екатерина. Вот и получается - подарок Екатерины - Екатеринодар.
- Улицы казаки делали прямыми, мостили их булыжником, а тротуары были деревянные.
- А сейчас Краснодар самый красивый город России. Поэтому и говорят, что Краснодар - жемчужина России. И это тоже чудо!
Воспитатель отрывает следующий лепесток, и проговаривают слова.
- Ребята, наш край очень часто называют «Житницей России», а еще говорят «Кубань - хлебный край».
- Как вы думаете, почему? (Потому что, жители края выращивают хлеб)
- Правильно, хлеб - богатство нашей Родины, Краснодарского края.
- Ребята, может кто-то знает стихотворение о хлебе? поговорки, пословицы? (дети читают стихи и поговорки)
- Только у нас в Краснодарском крае выращивают богатые урожаи, только у нас самый дешевый и вкусный хлеб.
- А кто выращивает хлеб?
- Как называют этих людей? (Хлеборобы)
- Ребята, а как можно ласково сказать о хлебе? (хлебушек, хлебчик)
- А если говорить о поле, на котором растет пшеница? (хлебное поле)
- Вот мы и составили целый ряд слов - хлеб, хлебный, хлебушек, хлебороб.
Послушайте загадку:
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит он ходуном на столбе золотом
Что это?
Воспитатель подводит детей к столу, на котором разложены колосья.
Проводиться игра «Свяжи сноп»
- А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Вы к столу все подойдите,
По колосочку все возьмите.
Будем снопики вязать,
Аккуратность проверять.
Воспитатель:
- Вот и собрали наши маленькие хлеборобы
пшеницу в снопы, а теперь, чтобы получилось зерно, их
надо обмолотить, вот эти и займемся.
Воспитатель читает стихотворение:
Хлеб всей жизни - голова
Счастлив край, весел край
Где хороший урожай!
И это тоже чудо - хлеб Краснодарского края!
Отрывают лепесток, проговаривают слова. Отправляются за новым чудом.
Воспитатель подводит к столу, на котором разложены камни, ракушки, морская звезда.
Воспитатель:
- Ребята, о чем вам напоминают эти предметы? (Море)
- Правильно, о море. Возьмите их в руки, потрогайте.
- Чувствуете, какие они теплые, приятные на ощупь?
-Это потому, что они хранят тепло летнего солнца и морской воды. - Ребята, вы знаете, какие два моря омывают берега Краснодарского края? (Черное и Азовское)
- Да, это Черное и Азовское моря.
- На берегу этих морей построено много домов отдыха, санаториев, куда люди со всей России приезжают лечиться, отдыхать круглый год.
- Потому что для здоровья полезна не только морская вода, но и морской воздух.
Вот поэтому, два моря на Кубани тоже - чудо!
Воспитатель:
- Ребята, кто живет в море? (дельфины, рыбы, крабы, водоросли)
Воспитатель обращает внимание на плакат «Найди рыбок» :
- В царстве морского царя Нептуна случилась беда -потерялись две самые непослушные рыбки.
- Поможем грозному морскому царю отыскать их.
- Только две рыбки абсолютно одинаковые (дети ищут)
- Молодцы, быстро справились с заданием.
Воспитатель:
- А теперь сыграем в любимую игру Нептуна «Море волнуется».
Проводиться игра «Море волнуется»
Отрывают лепесток, проговаривают слова. Отправляются за новым чудом.
Воспитатель.
- Какой народ живет у нас в Краснодарском крае? (Трудолюбивый, веселый, добрый)
- Ребята, а вы слышали, как называют жителей Кубани? (кубанцами, казаками, а если это дети, то – казачатами)
- Правильно, потому что первыми жителями нашего края много лет назад были казаки.
- Ребята, вы знаете, что на Кубани живут люди разных национальностей!
- Правильно, это русские, много украинцев, адыгов, армян, греков. Но вот что замечательно, что все они живут в дружбе и согласии.
И это тоже чудо – многонациональный народ Краснодарского края!
У каждого народа свои обычаи, народные костюмы, песни и танцы. И еду они готовят разную.
- А какие кубанские блюда вы знаете, что любите? (Дети перечисляют)
Воспитатель:
- Ребята, кубанский народ не зря называют хлебосольным, почему? (встречают гостей хлебом-солью).
- Вот и сегодня я вам предлагаю налепить чудо-вареничков, да под удалую веселую песню Кубанского казачьего хора.
Подходят к столу и коллективно лепят из соленого теста вареники.
Воспитатель:
- Чудесные варенички у нас получились. Я предлагаю вам с варениками сходить в гости в настоящую казачью хату.
Идут в хату, где их встречает казачка.
Казачка Александровна:
- Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется).
- Зовут меня - Александровна. Я всегда очень рада гостям!
- Проходите в хату, детки дорогие, чувствуете себя как дома.
Воспитатель:
- Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, узнать как вы живете.
Александровна:
- С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата.
- В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи. А я его жена, казачка, занимаюсь дома по хозяйству. С утра надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле (показывает). Постирать, погладить чистое белье вот этим предметом (показывает). А называется он - рубель. Это как утюг сейчас.
Воспитатель:
- А мы пришли не с пустыми руками, а принесли угощение - вареников с творогом, ребята их сами лепили. Осталось только сварить.
Александровна.
- А у меня для приготовления еды есть вот такой чугун.
- Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. А чаем угощаю из самовара. Запомнили название моей посуды?
Воспитатель.
- Ребята, пора и честь знать, засиделись у гостеприимной хозяйки, нам нужно возвращаться в группу.
Александровна:
- А я на прощание хочу вас угостить казачьим блюдом - ароматными пампушками с чесночком к борщу.
- Будьте здоровы!
Дети благодарят казачку и возвращаются в группу.
Воспитатель:
- Но вот и заканчивается наше путешествие. Вернулись в свою любимую станицу.
- Как она называется?
- Правильно – Каневская.
- Так ведь это еще одно чудо - наша станица.
Каневская - самая большая станица в мире.