Вера Кузнецова
НОД «В гости к Зимушке-Зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №151»
Коминтерновского района города Воронежа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ»
(ОО «Речевое развитие» с интеграцией ОО «Физическое развитие, «Художественно-эстетическое развитие»)
Составила воспитатель
Кузнецова Вера Николаевна
Воронеж 2015 г.
Тема: «В гости к Зимушке-Зиме»
Цель: речевое развитие детей. Задачи: развивать интерес к самостоятельному сочинению загадок.
Образовательные задачи.
Публикация «НОД „В гости к Зимушке-Зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Закрепить знание детей о зимних явлениях природы через малые фольклорные формы.
Продолжать развивать интерес к самостоятельному сочинению загадок о зиме, используя разнообразные средства выразительности:
- сравнение
- олицетворение
- эпитеты.
Закрепить умение детей составлять слова по первым буквам названий предметов.
Упражнять в словообразовании, подборе родственных слов к слову «снег».
Разгадывать ребусы и решать речевые задачи, поставленные воспитателем.
Упражнять в подборе синонимов (к слову «метель»).
Закрепить умение детей делить слова на слоги, определять ударный слог.
Упражнять в составлении звукового анализа слова: твердые, мягкие, гласные буквы.
Совершенствовать умение детей составлять разнотипные предложения, согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже.
Продолжать учить детей сгибать лист бумаги в виде квадрата в разных направлениях, получая выразительный образ снежинки.
Закрепить правила безопасного поведения детей на льду.
Развивающие задачи.
Развивать интерес к зимним видам спорта, мелкую моторику рук, логическое мышление, воображение.
Воспитательные задачи.
Воспитывать эстетические чувства, связанные с красотой зимней природы, любовь к спорту.
Словарь.
Лютень, сечень, просинец, бокогрей, завируха, поземка, снегозадержатель.
Предварительная работа.
Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме. Разгадывание авторских загадок, сочинение загадок детьми. Решение ребусов, сканвордов. Рассматривание иллюстраций с зимней тематикой.
Дидактические игры «Придумай слово», «Назови слово по первым буквам названий предметов», «Что лишнее».
Работа с бумагой: изготовление поделок оригами.
Оборудование.
Таблицы с ребусами. Зашифрованные слова «метель» «снег», «снеговик». Три мольберта. Карточки для детей с рамками. Указка.
Ручки зеленого, красного, синего цветов.
Слайды с зимними пейзажами (декабрь, январь, февраль).
Иллюстрации на тему «зимние забавы».
Два квадрата белого цвета 8х8 см, круг диаметром 3 см на каждого ребенка.
Клей, салфетка, клеенка, снежинка оригами.
Воспитатель.
Дети, я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица –
Белоноса, круглолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром
(Зима)
Много-много звездочек тонких,
Как стекло.
Звездочки холодные,
А земле тепло.
(Снежинки)
У дома побывал,
Все окна разрисовал.
У реки погостил,
Во всю реку мост мостил.
(Мороз)
Ответы детей.
Воспитатель.
Дети, эти загадки сочинили авторы. Я знаю, что вы тоже любите сочинять загадки. Сейчас я попрошу вас придумать загадки о зиме и зимних явлениях в природе, а я постараюсь ваши загадки отгадать.
Дети загадывают загадки.
Воспитатель.
О зиме и зимних явлениях сложено много пословиц и поговорок. Я знаю вот такую:
«Снега надует - хлеба прибудет».
А теперь вы назовите пословицы и поговорки о зиме.
Ответы детей.
Воспитатель.
Сколько месяцев у зимы? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель.
В народном календаре эти месяцы называли так.
Декабрь – лютень, студень, за лютую морозную пору, за длительную стужу, за холод.
Январь – сечень. Раньше люди топили печи дровами, чтобы в доме было тепло. Вот и отправлялись они в лес, рубить вымороженные деревья на дрова. А за то, что небо в январе синее-синее, январь прозвали просинец.
Февраль называют лютень и бокогрей. Крепкие морозы в феврале бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнышко. В феврале солнце в берлоге медведю бок греет.
Воспитатель.
Что можно сказать о зиме, какая она?
Ответы детей.
Воспитатель.
Зиму называют волшебницей. Какое волшебство творит зима на улице, мы с вами наблюдали. А какое волшебство приготовила зима нам в зале, мы сейчас узнаем.
Воспитатель просит пройти детей к первому заданию.
Воспитатель.
Зима спрятала свое любимое слово в картинках. По первым буквам нарисованных предметов мы узнаем, какое слово здесь зашифровано.
Дети расшифровывают слово.
Воспитатель просит детей прочитать его.
Дети читают.
Воспитатель.
К слову «снег» нужно придумать родственные слова. Слова, которые обозначают разные предметы, но близкие по звучанию. В них встречается слово «снег» и «снеж».
Дети выполняют задание.
Воспитатель хвалит детей и предлагает посмотреть следующее задание зимушки-зимы - таблицу с зашифрованным словом «метель».
Если вы правильно поставите согласные буквы в окошки, то узнаете любимое занятие зимы.
Ответы детей.
После того, как слово разгадано, воспитатель предлагает детям сказать слово метель по-другому – придумать слова, которые звучат по-разному, а обозначают одно и то же. Слова синонимы.
Ответы детей.
Воспитатель.
А вы любите зиму?
Ответы детей.
Воспитатель.
А за что вы любите зиму.
Ответы детей.
Воспитатель.
Какие виды сорта вы знаете на коньках?
Ответы детей.
Воспитатель.
А спорт на лыжах?
Ответы детей.
Воспитатель.
Хотели бы вы покататься на коньках сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель.
Чтобы не пораниться острым лезвием конька, что нужно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель.
Как нужно вести себя на льду?
Ответы детей
Физкультминутка.
Воспитатель.
Ай, да зимушка-зима!
Сколько снега намела!
И лесное озеро
Быстро заморозила.
Дети спортивным бегом «бегут» на озеро.
Воспитатель.
Бежали, бежали,
И на каток прибежали.
Дети говорят слова и выполняют движения.
Воспитатель.
Ай, да ледок – хороший каток.
Надеваем коньки («одевают» коньки на левую и правую ногу).
Завязываем шнурки («завязывают» шнурки на левой и правой ноге).
И скольжу, скольжу по льду, никогда не упаду (дети имитируют скольжение на коньках по льду).
И вот так скольжу (правую ногу вперед)
И вот так скольжу (левую ногу вперед)
Пируэты вывожу (кружатся)
А потом реверанс,
Посмотрите вы на нас (выполняют реверанс)
Воспитатель.
Молодцы! Так здорово покатались, все румяные, веселые, задорные, но пора возвращаться в детский сад.
Развязываем шнурки, снимаем коньки и спешим в детский сад.
Дети садятся за столы.
Воспитатель.
Зима нам новое задание приготовила.
Воспитатель загадывает загадку про снеговика.
Меня растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза-угольки,
Губы-сучки,
Холодный, большой, кто я такой?
(Снеговик)
Ответы детей.
Воспитатель показывает детям таблицу, на которой нарисован снеговик и буквы, которые «разбежались» по таблице.
Воспитатель.
Снеговик никогда не учился в школе. Он не знает букв и не умеет писать. Давайте мы поможем снеговику написать его имя на карточках, которые лежат у вас на столе.
Воспитатель пишет слово «снеговик» на таблице, а дети на карточках.
Задание детям.
1. Разделить слово снеговик на слога.
2. Определить ударный слог в слове «снеговик»
3. Сделать звуковой анализ слова (мягкие и твердые согласные, гласные буквы в слове «снеговик» с помощью цвета. Твердые согласные синим цветом, мягкие зеленым, гласные красным).
Вопросы к детям.
Почему согласную «с» мы закрашиваем синим цветом, «в» зеленым, а «е» красным?
Ответы детей.
После выполнения задания воспитатель хвалит детей и показывает таблицу, на которой нарисована схема предложения.
Вопросы к детям.
Что обозначает эта схема?
Ответы детей.
Воспитатель просит пройти детей к экрану.
На экране изображены иллюстрации на тему «зима и зимние забавы».
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации и просит их придумать предложение о том, что они видят.
Ответы детей.
Воспитатель.
Дети, вы придумали много разных предложений, а из предложений у нас получился рассказ о зиме.
Воспитатель.
Есть такая поговорка «много снега-много хлеба». Давайте поможем зиме в ее зимней мастерской сделать снежинки. Чтобы много было снега на полях, чтобы много хлеба уродилось. А хлеб всему голова.
Воспитатель предлагает детям взять все необходимое для изготовления снежинок из бумаги оригами.
Дети делаю снежинки, воспитатель помогает им.
Как только снежинки будут готовы, воспитатель хвалит детей и говорит, что снежинки получились замечательные, легкие, ажурные, красивые.
Воспитатель просит детей ответить на вопрос: «С каким заданием зимушки-зимы нам удалось сегодня справиться?»
Ответы детей.