Лидия Дмитрюхина
Конспект НОД «Тряпичная кукла-Желанница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.
Задачи:
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
3. Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.
4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Публикация «Конспект НОД „Тряпичная кукла-Желанница“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Ход занятия
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком да поговорим. Расскажу я вам про то, как на Руси нашей разных кукол мастерили.
- Дети, посмотрите, кто у меня сидит на лавке? (Куклы). Правильно, это куклы-игрушки. У вас у всех дома есть игрушки. Откуда у вас появились игрушки? (Ответы). Где их покупают? (Ответы). А как вы думаете, где делают игрушки? (Ответы). Правильно, ваши игрушки сделаны на фабрике игрушек. Они могут быть пластмассовые, фарфоровые, глиняные, тряпичные, резиновые, бумажные.
- Когда-то очень давно, когда ваши бабушки были маленькими, игрушек было мало. И их родители сами мастерили игрушки. Их делали из разных материалов – из соломы, из глины, из ниток или брали просто деревянную палочку, заворачивали в тряпочку и играли с ней. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» гласит русская народная пословица. Изготовление кукол для детей всегда было делом семейным. Папы и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей – так с ранних лет приучая их к рукоделию, усердию и терпению. По разным поводам, для разных случаев делали разных кукол. Считалось, что почти все куклы оберегали людей от несчастья. Традиционность матерчатой куклы – безликость. Существовало поверие, что если ей нарисовать глаза, рот, нос, то в неё вселится душа. Поэтому в безликости - заключалось безвредность. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
Дидактическая игра «Из чего? Какая?»
- Кукла сделанная из глины будет глинянная.
А как будет называться кукла сделанная из дерева? (Деревянная)
Какая будет кукла сделанная из соломы? (Соломенная)
Кукла сделанная из тряпки как будет называться? (Тряпичная)
- Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука. Звучит русская народная музыка, педагог идёт и берё т сундучок со словами:
«Посмотрите, у нас в мастерской сундук стоит,
Я уверена, много тайн он хранит,
К сундуку я сейчас пойду,
Может, что-нибудь в нём найду.»
В этом сундучке живет необычная кукла – это кукла Желанница. Кукла Желанница - это небольшая и простенькая тряпичная куколка, она умеет исполнять желания и оберегает хозяйку от всех бед. Попросить у куколки помощи очень просто: нужно загадать желание и подарить желаннице подарок в виде бусинки, бисеринки, ленточки и другой блестящей безделицы. Чем больше желаний выполнила куколка, тем наряднее она. Раньше кукла Желанница была у каждой девочки. Но делать ее могут и мальчики. Необходимо загадать желание, которое не принесет вреда окружающим, и привязать кукле в подарок красивую ленточку или сделать для нее любое другое украшение. И я хочу предложить вам сделать такую куклу, но вначале давайте немного разомнемся:
Физкультминутка «Ванька-встанька»
Ванька-встанька, Ванька-встанька
Поиграй-ка, поиграй-ка,
Будь послушным, ишь какой,
Нам не справиться с тобой.
-Молодцы, а теперь пройдем на наши рабочие места.
Итак, для изготовления тряпичной куклы нам потребуется три кусочка ткани, комочек ваты и шерстяные нитки.
(Показ и объяснение воспитателя)
-Кусочек фланелевой ткани сложим пополам, скрутим и завяжем ниткой.
В кусочек белой ткани положим ватку и скрученную фланельку. Завяжем нитки сверху, что бы получился шарик- это будет головка, и в середине, чтобы получилось туловище. Затем завяжем нитками концы ткани справа и слева, получатся ладошки. Последний кусок ткани сложим по диагонали и завяжем на голове косынкой. Вот, посмотрите какая куколка у меня получилась.
Вот она, вот она -
Кукла милая моя,
Я подружку смастерила,
Душу я в нее вложила.
-А теперь давайте покажем всем, какие куклы вы умеете делать. Но сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала -
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло.
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
- А теперь приступаем к работе. Ребята, когда будете завязывать узелки нитками, не забудьте загадать желание, но помните, что приступать к работе нужно с хорошим настроением и добрыми пожеланиями.
(Работа детей, индивидуальная помощь)
-Ребята, какие красивые куклы у вас получились, мне они очень нравятся. Я предлагаю подарить кукол вашим родным и близким, но дарить подарок нужно с пожеланиями. Подумайте, чего хорошего и доброго вы хотели бы им пожелать.
-А теперь я хочу построить с вами «Пирамиду добра». Для этого подходите ко мне с вашим пожеланием и кладите свою ладонь на мою.
( Дети подходят и кладут ладони на ладонь воспитателя и раскачивают прирамиду со словами:
«Пусть наши желания слышат все,
И пусть они все сбудутся»
(пирамида рассыпается)
- Итак, ребята, какую куклу мы с вами делали?
-Почему она так называется?
- Из чего мы с вами делали куклу?